Пещерный город Тепе-Кермен в Крыму: чем он знаменит и как туда добраться? Скальный город Тепе-Кермен (Крым) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Тепе-Кермен - другие церкви

Рекордсмен книги рекордов Крыма гора Тепе-Кермен является не только любопытным геологическим объектом, но и выдающимся археологическим памятником, включающим в себя уникальный пещерный город.

Гора-обманщица

В Качинской долине между селами Машино и Кудрино находится необычная гора под названием Тепе-Кермен. Усеченный конус правильной формы имеет высоту 544 метра и являет собой единственный пример подобных образований в Крыму. Неслучайно в 1999 году гора была занесена в книгу «Крым. Книга рекордов». Очертания горного образования точно такое же, как и у действующих вулканов Камчатки, Индонезии и Японии. На самом деле, Тепе-Кермен не вулкан, а гора-останец, обособившийся от Внутренней гряды. За обманчивую форму гору и прозвали обманщицей.

Геометрические очертания вершины Тепе-Кермен напоминают треугольник. Одна сторона каменной призмы представляет собой прямоугольный обрыв северо-восточного направления, вторая - обрыв северо-западного направления. Что интересно, каждый из них совпадает с разломом земной коры.

Горное образование удивительно живописно. На фоне гор Главной гряды Тепе-Кермен напоминает таинственный остров, тонущий в туманно-сиреневых далях, вблизи же, воображение поражает контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал.

Романтичные очертания горы вдохновили однажды известного русского живописца К.Ф. Богаевского. Зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили основой для его картины «Жертвенники». На одном из эскизов изображены две пирамидальные вершины Тепе-Кермена и, на втором плане — Кыз-Кермена. Рисунок был назван «Алтари в пустыне», также как раздел стихотворного сборника поэта М.А. Волошина и одноименного стихотворения. В нем есть такие строки

Я поставлю жертвенник в пустыне

На широком темени горы.

Поэт описывал языческое поклонение Солнцу, а художник увидел в строгих очертаниях Тепе-Кермена подобие древнего алтаря. В окончательном варианте картины художник значительно отошел от первоначальных зарисовок. Он изобразил не две, а три одинаковые вершины, похожие на вулканообразные пирамиды. Так, реальный пейзаж послужил основой для создания фантастического мира.

Крепость на горе

В переводе с крымско-татарского Тепе-Кермен означает «Крепость на горе». Это же имя носят руины средневекового города, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Когда-то это был неприступный замок, за стенами которого местное население укрывалось от вражеских войск.

Многочисленность религиозных сооружений Тепе-Кермена дала повод исследователям считать крепость монастырем. Однако сегодня преобладает мнение, что на Тепе-Кермен, это типичный феодальный замок. По мнению некоторых исследователей, он имеет черты так называемых «малых городов».

Городище существовало с VI по XIV века. Наибольшего расцвета оно достигло в XII—XIII веках. Гибель поселения связывают с набегом золото-ордынцев в 1299 году.

Осмотр пещерного города весьма интересен. Словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину разнокалиберные отверстия. Встречаются однокомнатные, двух, трех и даже четырехкомнатные «квартиры». Верхние пещеры, расположенные у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через выдолбленные амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на неприятеля. На плато встречаются высеченные в скале цистерны для хранения воды и погреба. Пещеры нижнего этажа использовались для хозяйственных целей и в качестве загонов для скота.

Пещеры имеют овальную или округлую форму. На стенах можно увидеть перекрещивающиеся борозды вырубки, сделанные киркой.

В незапамятные времена пещеры имели вход с деревянной дверью и окна. Некоторые из них были связаны между собой лестницами и переходами. Внутри можно встретить ямки для очага и что-то вроде лежанок.

На юго-западной стороне скала имеет уступ, нависший над лесистым склоном горы. Двигаясь в южном направлении, можно встретить самую большую пещеру. Перед ней расположена терраса, ведущая к входу в виде дверного проема. Напротив входа — выступ с нишей, по обе стороны — две нитеобразные выемки. Исследователи считают, что эта пещера была дохристианским храмом, позднее преобразованным в христианский.

Набравшись смелости и пройдя по самой кромке скалы можно добраться к аккуратно высеченным пещеркам со входом в виде дверного проема. Скорее всего, они служили таинственным культовым целям.

Тепе-Кермен - рекордсмен по количеству вырубленных пещерных сооружений. Их насчитывается около 300, что чрезвычайно много для небольшой по площади горы (около 18500 кв.м). Этот феномен связан с относительной легкостью обработки известняков, из которых состоит гора. Многочисленные трещины и разуплотнения известняков в зоне тектонического нарушения ослабили прочность горных пород и тем самым облегчили вырубку пещер.

Несмотря на огромное количество пещер на вершине горы, жизнь в средневековом замке была сосредоточена на плато Тепе-Кермен. Сегодня жилая территория замка плотно заросла колючими кустарниками, деревьями, и древняя застройка едва просматривается. Когда-то на плато стояли двухэтажные здания с пристройками и навесами. Рядом были оборудованы зерновые ямы, бассейны для сбора и хранения воды, имелось несколько церквей и часовен. В подтверждение этому при археологических раскопках были найдены обломки черепицы, осколки пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок XII - XIV веков. Населяли же Тепе-Кермен средневековые крымские греки.

В северо-восточной части вершины Тепе-Кермен вырублена христианская с тремя уцелевшими колоннами. Храм возник приблизительно в VIII - IX веках. Это относительно большой пещерный храм. Длина его составляет 10,5 метров, ширина — от 4,2 до 5,4 метров. Интересна форма помещения, она вытянута не направлению к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть помещения. Молящиеся размещались полукругом перед алтарем, окруженным шестью грубо высеченными колоннами. На наружных стенках предалтарной преграды высечены рельефные кресты. Выступ в глубине алтаря служил жертвенником. У юго-восточной стены храма можно обнаружить две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий (крещальня) представляющий собой каменный ящик с крестообразной выемкой. В пещере, расположенной ниже церкви, исследователи начала века находили много человеческих костей. Скорее всего, в этом месте находилась усыпальница или как ее еще называют костница. Следуя древней традиции, сюда складывали кости, вынутые из гробниц.

Пещерный храм имеет свои загадки. Долгое время исследователи не могли объяснить назначение оконного проема неправильной формы. Тайна была раскрыта случайно. В день празднования Пасхи, когда восходящее солнце осветило противоположную стену пещеры, на ней появилась четкая тень креста.

На плато есть еще несколько пещерных и наземных церквей. Одна из них, расположенная у южной оконечности городища, представляет собой небольшую часовню с полукруглой алтарной апсидой. Стены ее сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 метров и шириной до 1,3 метра. Исследовавший ее в 1969 году Д.Л. Талис считал, что это часть монументального религиозного комплекса.

Обновлено 02/04/2019

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыма одна из самых популярных достопримечательностей полуострова. Сюда приезжают не только из близлежащих курортов, но и издалека.

История крепости на холме

Пещерный город Тепе-Кермен – одна из самых известных достопримечательностей Крыма . Она находится между поселками Кудрино и Машино, на расстоянии 7 километров от Бахчисарая – в долине реки Кача. Древнее городище расположено на горе Тепе-Кермен, которая возвышается над речной долиной на 300 метров. По форме гора очень похожа на пирамиды майя (фото к статье взяты с commons.wikimedia.org).

Пещерный город, бывший некогда большим и развитым населенным пунктом Тавриды, окутан тайнами и легендами. Он входит в число главных крымских достопримечательностей-загадок . Недалеко от этого поселения находятся другие пещерные города Бахчисарая. Больше нигде на полуострове Крым нет такого количества древних историко-археологических памятников. Каждый год руины Тепе-Кермен и остальных бахчисарайских городищ посещают тысячи туристов.

«Тепе-Кермен» в переводе на русский язык означает «Крепость на холме». Ее история берет начало в конце V – начале VI вв. нашей эры. Именно в этот период на Крымском полуострове начинают массово возникать пещерные поселения, в которых можно было укрыться от набегов кочевых племен. Часть историков склоняется к мысли, что пещерные крымские города были основаны в период правления Юстиниана Первого – императора Византии, решившего таким способом дополнительно обезопасить подступы к Херсонесу.


Время расцвета города-крепости пришлось на XII – XIII века. В тот период ее активно застраивали. В Тепе-Кермен появилось множество жилых и хозяйственных построек, были усилены и оборонительные укрепления. Фундаменты многих непещерных сооружений сохранились до настоящего времени. До конца XIII столетия Крепость на холме входила в число процветающих пещерных городищ Средневековой Тавриды.

Но 1299 год стал переломным в истории города. Большинство историков и ученых-археологов убеждены в том, что Тепе-Кермен прекратил свое существование в результате нашествия татарских полчищ под предводительством хана Ногая. Татары попросту уничтожили все население после захвата города, и восстанавливать его было некому.

Тепе-Кермен в наши дни

Историко-археологический комплекс «Крепость на холме» занимает территорию больше гектара. Природные и рукотворные пещеры расположены в шесть ярусов – на высоте от 1 до 5 метров. Они имеют различную форму – квадратную, прямоугольную, овальную и круглую. Несколько столетий назад в пещерах находились жилища, храмы, ремесленные мастерские, хозяйственные и складские помещения. Самые большие пещеры состоят из нескольких «комнат». Бродить по территории древнего города можно очень долго.


Всем экскурсантам обязательно стоит побывать в пещерном храме постройки 11 века, находящемся в западном районе городища – на вершине холма. Эта культовая достопримечательность уникальна – ничего подобного среди сакральных памятников Крыма, вырубленных в скалах, нет. Храм с баптистерием интересен прежде всего своей архитектоникой, нехарактерной для 11 века. Его алтарь смещен внутрь, а неф расположен поперек. Это не единственная, но самая знаменитая церковь Тепе-Кермен.


Все экскурсии традиционно завершаются восхождением на вершину Крепости на холме, где можно увидеть громадный камень, стоящий в одиночестве на краю крутого обрыва. Когда-то эта монолитная глыба была частью большого здания. В одном из преданий пещерного города говорится, что именно в этот камень переселилась душа последнего градоначальника, не пожелавшая покидать Тепе-Кермен.


После прогулки по многочисленным пещерам этой достопримечательности Бахчисарая возникает ощущение сопричастности к многовековой истории городища, созданного нашими далекими предками, которые жили, трудились, сражались с врагами и умирали на этой земле. С горной вершины открывается потрясающий панорамный вид на долины и другие горы, склоны которых покрыты зелеными лесами.



Полезная для посещения информация

Тепе-Кермен на карте

Как добраться до пещерного города

Проще всего до пещерного города Тепе-Кермен добраться на машине – собственной, если вы приехали в Крым на ней, или арендованной. Дорога из Бахчисарая займет около 20 минут . Маршрут из Бахчисарая и любого другого населенного пункта полуострова можно проложить прямо на карте, расположенной выше. Например, из Ялты, где советую покорить , на машине ехать около часа.

Тем, кто захочет арендовать машину заранее и при этом уже на этапе заказа желает знать какой железный конь ему достанется, я рекомендую . Большой плюс этого агрегатора в том, что при поиске сразу видны год выпуска, модель и комплектация машины. Кот в мешке вам точно не достанется.

Цены на аренду вполне конкурентноспособны , тем более, что компания сотрудничает с местными прокатными конторами, которые в отличие от международных обычно отличаются более вкусными ценами. Также запомните такой момент: при заказе автомобиля цена на сайте будет такой же, как если бы вы заказывали ее непосредственно в прокатной конторе.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

) мы посмотрели за предыдущие два дня. А на сегодня запланировали объекты поменьше (вечером нужно ещё и на поезд успеть!), но они оказались не менее эффектными.

Расположен совсем недалеко от Бахчисарая. Например, от Чуфут-Кале есть пешеходная тропа, соединяющая эти два пещерных города. Но поскольку мы на машине, то едем вдоль долины реки Кача по дороге на Верхоречье. Вот слева навис над нами корабль Качи-Кальона. Но сюда мы вернёмся на обратном пути. Проезжаем Машино, и вскоре сворачиваем на грунтовку, уходящую между полей влево. Проехав несколько минут, уже видим его - величественный Тепе-Кермен.

Поворот за поворотом, всё ближе и ближе, и вот мы уже въехали в лесок у подножия горы. Отсюда, по её северному склону идёт единственная дорога, ведущая на вершину. Оставив нашего четырехколёсного друга в тенёчке под сосной, по хорошо утоптанной (даже укатанной) дороге, вдыхая утренний аромат леса, начинаем подъём на Тепе-Кермен. Краски осенних пейзажей настраивают на созерцательное восхищение этим миром…

Но минут через пятнадцать ходьбы следы от автомобилей уходят в сторону, и дорога превращается в тропинку, резко идущую на подъём. И вот тут-то наши ноги вдруг стали каменными - крепатура! Они нам напоминали, что вчера уже точно так же штурмовали Мангуп. Следующие минут двадцать показались вечностью: «недалеко до хати, та не можна допхати!»

Но вот тропинка упирается в первые пещеры.

Всего пещер на Тепе-Кермене насчитали около 250. Много больших пещер, в два этажа. Они расположены в нескольких ярусах по периметру плато. Назначение пещер, в основном, хозяйственное: хлева для скота, помещения для утвари и продуктов, немного пещер оборонного характера и несколько - культового.

Тепе-Кермен, в отличие от Мангупа и Эски-Кермена, изучен мало. Определено, что люди здесь жили примерно с VI по XIII век. Но всё-таки многое об этом месте говорится со знаком вопроса. Входил ли Тепе-Кермен в систему византийских укреплений? Было ли это военное укрепление или только жилое поселение? Как тут жили люди, если воды на горе нет, а колодец пока не найден? Почему здесь прекратилась активная жизнь - тоже остаётся только в предположениях…

Ну, а мы начинаем обходить плато, постепенно поднимаясь по спирали на его вершину. Поскольку площадь Тепе-Кермена в несколько раз меньше Эски-Кермена, и тем более, Мангуп-Кале, то наш осмотр города занял не более часа.
Вот очень красивая пещера, многокомнатная со ступеньками на второй этаж.


Поднявшись на вершину плато, наслаждаемся пространством.

Вот ещё одна достопримечательность Тепе-Кермена - так называемая пещерная «церковь с баптистерием». В ней хорошо сохранилась алтарная часть, поддерживаемая несколькими колоннами.

Уникальность этой церкви ещё и в поперечном расположении нефа.

В помещении есть также купель для крещения и несколько костниц. Размеры встречающихся здесь в большом количестве костниц очень невелики - метр-полтора. Похоронить в них человека невозможно. Гид нам рассказал, что согласно традициям того времени, хоронили усопших в традиционных могилах, а через время их останки переносили в вырубленные в камнях костницы.
А недалеко от пещерной церкви стоит камень с крестом. Возможно, он отсюда же.

На вершине найдены фундаменты большой усадьбы (возможно, местного феодала - средневекового хозяина Тепе-Кермена). Но сейчас всё плато заросло колючими кустами терновника. Наконец-то, мы узнали, какой он, терновый куст, куда так не хотел попадать Братец Кролик. Ягоды терна съедобные, немного кисло-тёрпкие, с большой косточкой.

На одном из выступов завис в ожидании свободного полёта ещё один валун. Похоже, что здесь тоже раньше стояла церковь.

На вершине хорошо, но нас ещё ждёт

Несмотря на очень скромные размеры (площадь плато всего 1 га), Тепе-Кермен — один из самых интересных пещерных городов, и один из лидеров по количеству пещер. Их здесь 250. Период максимального расцвета города 11-14 вв. Судя по огромному количеству пещер с кормушками, основным занятием жителей было скотоводство. Дома размещались на плато. Сейчас на их месте заросли кустарников. Самые интересные объекты — комплекс пещер у подъемной дороги и пещерная «Церковь с баптистерием».

Комплекс пещер у подъемной дороги напоминает многоэтажку — несколько ярусов помещений соединены дверными проемами и лесенками. Есть однокомнатные помещения, а есть двух-трехкомнатные. Сейчас они видны как бы в разрезе — передняя стенка, ослабленная вырубками, не выдержала воздействия времени. Большинство пещер служило стойлами для скота — почти в каждой 1-2 кормушки. А вот пещера с арочными нишами в стене, возможно, имела культовое назначение. Предполагается, что здесь находился монастырь.

В северо-восточной части плато находится так называемая Церковь с баптистрием, обычно датируемая 11-14 вв. На площадке перед ней ряд вырубок, предназначавшихся для захоронений. Захоронения располагались также над храмом и внутри него. Эта церковь необычна своей архитектурой. В Крыму нет больше церквей, где бы алтарь был вынесен внутрь помещения. Алтарная преграда искусно вырублена из известнякового монолита и украшена резьбой. В одном из углов церкви, на возвышении, вырублен крестообразной формы баптистерий — купель для крещения.

Высота плато — 540 м над у. м., что обеспечивает отличный круговой обзор. На западе виден длинный «язык» Кыз-Кермена, за ним плато Качи-Кальона, на северо-востоке — Чатыр-Даг, чуть ближе белеют купола обсерватории в Научном.

Добраться можно из Бахчисарая или из с. Машино в Качинской долине

Как добраться и сколько нужно времени?

К Тепе-Кермену можно добраться и от с. Машино в Каминской долине, и от Бахчисарая. Второй вариант приятнее и живописнее. Начинаем движение от Успенского монастыря. Проходим караимское кладбище. За ним наша дорога сужается в тропу и взбирается на плато южнее Чуфут-Кале. Поднявшись, поворачиваем направо и идем на юг по грунтовке. Возле указателя можно сделать небольшой крюк и заглянуть на смотровую, откуда видна цель нашего путешествия, и вернуться обратно на дорогу.

На такое путешествие надо выделить 5-6 часов. По 2 часа на путь туда и обратно и 1-2 часа на осмотр городища и отдых. Наиболее благоприятные сезоны для похода — весна и осень.

Кыз-Керменское плато похоже на длинный язык, выдвинутый в сторону Качинской долины. Его плоская вершина заселена с древних времен. На рубеже старой и новой эр в северной части плато находилось поселение. Население его, вероятно, было скифским. Ниже поселения, рядом с гротом, получившим от

По истертым ступенькам поднимаемся на плато. Крошечную макушку Тепе можно обойти по периметру за полчаса, попутно заглядывая во все опоясывающие обрыв подземелья. Некоторые из них являлись подвалами находящихся на плато усадеб, другие служили оборонительными казематами. Отверстия у пола предназначались для скатывания камней на противника.


Следующий день нашего похода по пещерным городам Крыма. Утро нас застало на Тепе-Кермене, который мы и осмотрели неспеша и так же неспешно совершили небольшой переход по Качинской долине к красивейшему пещерному монастырю Качи-Кальону. Уже ближе к вечеру предприняли безуспешную попытку найти Таш-Аир - стоянку пещерного человека с наскальной живописью.

Предрассветный туман под Тепе-Керменом.

Фото by tolstyj99
Наконец-то Толстый выложил свои фотографии и можно повставлять в сюда луки себя любимого, на фоне разнообразных чудес. Эта фотка собственно с вечера предыдущего дня. На закате мы добрались до Зуба Дракона и решили тут немного перекусить. Были мысли прям тут и заночевать, но передумали. Красиво тут но как-то неуютно - лететь вниз очень не близко)

В итоге спать мы с Богачем завалились все равно на улице. Постелили пенки недалеко от края плато и залезли в спальники. В случае дождя можно было быстро и без особых хлопот перебраться в одну из пещер, благо их в окрестностях было много. Вход в ближайший был буквально в десятке метров от нас.

Ранним утром стало немного прохладно, что скорее-всего меня и разбудило. Я перевернулся на другой бок, натянул капюшон посильнее и ненароком приоткрыл глаз... Потом рывком поднялся и сел на пенке. Солнце еще не взошло, но уже светало. Над головой было голубеющее и уже беззвездное небо, а под ним не было ничего. Небольшой островок скалы на котором валялись наши спальники, позади куст за которым должна была стоять палатка Толстого, и все это словно в молоке плавало в облаках. Не было долины двухсот с лишнем метров глубиной. Не было даже Кыз-кермена на противоположной стороне ущелья.


Тем временем появился мыс Кыз-Кермен. Какое-то время облака еще переваливались через него словно волны через упрямую скалу.

Но солнце уже постепенно начинало подниматься и все вокруг стало быстро меняться. Пока я доставал из рюкзака фотоаппарат и пытался поднять Богача, постепенно островками начали подниматься из облаков окрестные вершины. Богач сонным голосом сказал, что у него фотоаппарат в палатке и идти за ним он не хочет, перевернулся на другой бок и заснул.


Но мыс выстоял и с каждой минутой возвышался над морем тумана все выше и выше.

Пофотографировав еще какое-то время я полез обратно в спальник. Впрочем спать мне оставалось уже не долго, поднявшееся солнце, разогнав туман, принялось припекать довольно рано. Со временем я переполз поближе к палатке Толстого. Она стояла в небольшом высеченном в скале углублении, вероятно служившем цокольной частью какого-то здания, и прилег в тени под стеночкой. Но вскоре солнце достало меня и тут.


Для сравнения, то как это место выглядит без тумана. Так называемый Зуб Дракона, когда-то был стеной пещерного помещение, судя по всему - хозяйственного. Сейчас три стены этого помещения разрушены, частью одной из них Зуб Дракона и являлся.

Между Кыз и Тепе-Керменами в ущелье расположилось одно занимательное заведение.

Фото by tolstyj99
На старых еще советских картах оно обозначено как пионерлагерь. Не простой это пионерлагерь, а строгого режима видать. Чтоб пионеры не разбредались по окрестным лесам на вышке постоянно дежурит часовой с автоматом. Да и набор игрушек в лагере собран суровій. Нут тут ни велосипедов, ни самокатов, в Зарницу, похоже, тоже никто не играет.

Но отвлечемся немного от постсоветской романтики и прогуляемся немного по пещерному городу. Само название Тепе-Кермен, в переводе с татарского, да и турецкого тоже, означает "Вершина-крепость" это название было дано городищу уже после того как его покинули жители и отображает чисто визуальное представление об этом месте. Как поселение называли его обитатели неизвестно. Тепе-Кермен - это скала-останец возвышающаяся над Качинской долиной на высоту около 250-ти метров. Ее плоская вершина, площадью всего около 1 га, и служила природным убежищем для жителей окрестных поселений.

Судя по отдельным находкам люди жили тут еще с V века нашей эры. Но наибольшего рассвета поселение достигло в XI-XIV вв. В это время Тепе-Кермен скорее-всего был замком феодала владеющего окрестными землями. Поверхность плато была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками. В нижних ярусах так же было высечено много скальных помещений, который служили загонами для скота, несли оборонительные функции. Имелись в скалах монастырские скиты и отдельные храмы.

В юго-восточной части плато сохранился интересный пещерный храм.

Он весьма необычен для Таврики.


Внутренний объем этого небольшого храма (11х5,4 метра) вытянут не по оси направленной к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда выдвинута далеко вперед и занимает значительную часть храма.

Храмы с такой планировкой были широко распространены в Византии времен иконоборчества - VIII-IX век н.э. В те времена не согласные с политикой церкви монахи-иконопочитатели старались скрыться подальше из митрополии и основали много пещерных обителей на периферии империи. Много подобных храмов известно в . Столь характерная планировка храма и позволяет датировать его теми самыми веками иконоборчества и связывает с влиянием Византии на эти места. Но есть и нюансы.


Например вот эта купель для крещения. Обычно в раннехристианских храмах купели довольно внушительных размеров, чтоб можно было крестить в них взрослое население иногда и не по-одиночке. Маленькие купели характерны для периода когда все местное население уже повально христианизировано и крестить остается только новорожденных членов общины.


Фото by tolstyj99
На фоне купели. Так, для масштаба)


Обвалившиеся пещерные сооружения на краю скалы.

Фото by tolstyj99
А эта ололошечка находиться в нескольких метрах от места где мы спали и ведет в один из нижних ярусов пещер. Ночью у нас были все шансы ушуршать не только со скалы, но и прямо в нее! Кстати в этой пещерке, к которой вела лестница на краю обрыва, было классно прятаться от дневного зноя.


Хозяйственный комплекс нижних пещер.


Некоторые из них имеют несколько комнат в глубину.

Погуляв среди них мы отправились к монастырскому комплексу в нижней кромке утеса.


Здесь посидели какое-то время свесив ноги и любуясь видом на Качинскую долину в целом и село Кудрино в частности. На Кыз-Кермен решили не идти, так как, судя по имеющейся у нас литературе, смотреть там было особо нечего, а вот карабкаться туда пришлось бы ого-го как. Качи-Кальон нам показался куда более привлекательным вариантом. Ничего будет повод вернуться.


Скала Тепе-Кермена. Где-то там наверху и находиться город.


Спуск к селу Машино пролегал по такой вот сыпухе. Наверх лезть было бы наверное совсем печально.


Тепе-Кермен. Если присмотреться, то на верху в левой части плато видно небольшую пипку - это и есть так называемый Зуб Дракона.


Пит-стоп в селе недалеко от автобусной остановкой, которая, по совместительству, является еще и магазином. За спиной плато Кыз-Кермен. Утром туман достигал его вершины!

Пока пили пиво мимо нас, помахав ручками, проехала пара велосипедистов. Снаряжены они были по самое не могу: шлемы, перчатки, очки, велоодежда, да и на велосипедах весело поблескивали свистелки и перделки всевозможных форм и назначений. Они производили вид суровых спортсменов и на какой-то момент стало даже немного завидно, что вот они через каких-то пару минут уже под Качи-Кальоном будут, а мы так и останемся тут сидеть и пить пиво. Впрочем через минут 15 мы их встретили сидящими в тени деревьев с тем же пивом в руках!


По дороге встретили таково вот гада. Судя по всему - полоз. А если точнее тушка полоза. Зверь вырос до таких невообразимых размеров что не успел вовремя и целиком переползти дорогу и ему переехали хвост. За фотографированием звероящера нас догнали таки веселопедисты.


Один из восточных гротов неподалеку от Качи-Кальона, чем то напоминает раскрытую пасть акулы!


Качи-Кальон в одном из вариантов перевода означает "Крестный корабль" и действительно если смотреть на скалу Качи-Кальона со стороны Предущельного, то она отдаленно напоминает корабль с огромным крестом на борту. В скале имеются четыре огромных грота среди которых и располагалось когда-то монастырско-ремесленническое поселение.


Вид на первый грот и креста на стене. К этому самому гроту ведет нормальная оборудованная ступеньками из старых автомобильных покрышек тропа. Но мы ей воспользовались только для спуска, поднимались же мы наверное по самой крутой и неудобной тропе которая ведет четвертому гроту.


Собственно вот начало этого подъема!


И вид на тропу уже сверху. Ближе к вершине мы с Богачем слегка сошли с тропы и последние несколько десятков метров карабкались по крутому склону в лоб. Под палящим солнцем и с рюкзаком ощущения были не самые положительные, особенно после того как я остановился и зачем-то посмотрел вниз...

Как бы там ни было, но мы довольно быстро оказались в одном из самых красивых мест Качи-Кальона. В этом гроте находиться родник с некогда чистой водой, которые местные жители считали целебной. Сейчас родник замусорен, а знаменитая вишня, которая росла рядом - засохла.


На этой фотографии тоже можно поискать человечков, не потехи ради, а масштабу для. И обратите внимание на высохшее дерево в гроте.


Собственно вот оно вблизи. Когда я был тут в 2007-м году вишня была еще жива.

Поселение Качи-Кальона было довольно крупным, главным продуктом производившимся тут было вино. Пик производства приходился на VIII-IX века. В то времена все северное Причерноморье как и практически весь Крым находились под властью Хазарского каганата, что делало торговлю безопаснее. В пределах Качи-Кальона и на склонах плато учеными обнаружено свыше 120 давилен для винограда, одновременно они могли обрабатывать свыше 250-ти тонн винограда. Это явно превышало спрос на винодельческую продукцию окрестностей, но так как Качи-кальон находиться на оживленном торговом пути ведущем из прибрежных районов в степной Крым, проблем со сбытом излишек не возникало. Так же на рубеже первого тысячелетия в Качинской долине было широко развито гончарство, о чем говорят находки многочисленных гончарных печей на берегах Качи.

Со временем виноделие пришло в упадок и к позднему средневековью поселение становиться обыкновенной монастырской обителью, которая в свою очередь пустеет после переселения православного населения из Крыма в 1778 году. Во время православной реколонизации в середине ХIX века обитель ненадолго возвращается к жизни и функционирует как подворье Успенского монастыря, но после ликвидации последнего в 1921 году пустеет окончательно.


Источник св. Анастасии.


Комплекс хозяйственных пещер между первым и вторым гротами. Во время прошлого визита сюда в одной из них мы и жили.


Традиционное место для передыха в первом гроте.


Вид на Качинскую долину.

Впрочем монахи постепенно подбираются к Качи-Кальону. В ущелье всего в нескольких десятках метров от первого грота функционирует скит св. Анастасии.

Алтарь храма св. Анастасии (не того который функционирует) мы осмотрели уже на обратном пути. Они вырублен в одном из камней у подножия четвертого грота. Подобных храмов тут несколько.

После Качи-Кальона решили пройти еще с пол километра в сторону Предущельного и попытаться найти стоянку пещерного человека знаменитую своей наскальной живописью. Попытались - не нашли. В путеводителе написано, что стоянка находиться прямо за родником в гроте образованном огромном упавшим камнем. Дескать и само название Таш-Аир дословно переводиться как "Камень упал, отделился", но ну тут то было.


Вот родник, за которым вроде как совсем недалеко должна быть стоянка.


Вот тот самый Таш, который Аир. Но, блин, никакой стоянки. Только несколько в глубине стойбище современных пещерных людей, со всеми для него характерными атрибутами: дровами, кострищем, копотью на стенах и пустыми бутылками. Даже дальнейшие изыскания с помощью Викимапии принесли мало результатов, так как фотографии помеченные там не совсем соответствуют реальной картине. Ясно из всего этого стало только то, что мы фееричные бакланы и не заметили этот чудесный памятник мезолитического творчества, буквально с нескольких метров.

Но не будем о грустном. День подходил к концу и нам пора было позаботиться о ночлеге. Ночевать стали недалеко от пруда на туристической стоянке Баштановка, возле одноименного села.

Лошади в Баштановке.


А вот такой летний кинозал имееться в одном из кафе в Баштановке. По вечерам тут демонстрируют фильмы, а в этот день (согласно программе) должна была быть трансляция финала Лиги Европы! Но оставаться в кругу местного населения, которое уже с утра заливало День Победы, мы не стали и, перекусив, отправились к месту будущей ночевки.

В следующей части: дневной переход к селу Куйбышево, форсирование Бельбека, подъем к Сюйренской крепости и пещерный монастырь Челтер-Коба.