Мидуэйское сражение. Сражение у атолла мидуэй - описание, история и последствия Атолл мидуэй

Битва у атолла Мидуэй

В стратегических планах японского командования на Тихоокеанском театре боевых действий - захват атолла Мидуэй, должен был способствовать установлению полного контроля над всеми Гавайскими островами, заставить американцев покинуть крупнейшую базу своих ВМС в Пёрл-Харборе, создать непосредственную угрозу территории США и принудить американскую сторону сесть за стол переговоров для заключения мирных соглашений на выгодных для себя условиях.


Окончательное решение японского командования по атоллу Мидуэй было принято в начале мая 1942 года, за пару дней до сражения в Коралловом море. Помимо, непосредственно, захвата Мидуэя предусматривалось проведение вспомогательной (отвлекающей) операции по захвату двух островов Алеутской гряды (Атту и Кыска) и воздушный удар по американской базе Датч-Харбор.

Для проведения операции были задействованы основные силы японского Объединённого флота. Группировка боевых кораблей и судов обеспечения насчитывала более 150 единиц (в том числе 11 линейных кораблей, 4 тяжёлых и 4 лёгких авианосца, 19 крейсеров и 66 эскадренных миноносцев). Группировка палубной авиации включала более 355 боевых самолётов.

На главном направлении, у атолла Мидуэй, должно было действовать ударное авианосное соединение (командующий вице-адмирал Нагумо) в составе четырёх тяжёлых авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») и 17 боевых кораблей эскорта (в том числе 2 линейных корабля и 3 крейсера) с задачей нанесения первоначального воздушного удара по гавани, позициям зенитной артиллерии и, самое главное, по авиабазе, чтобы уничтожить размещенную там разнородную авиацию.

Авиагруппы четырёх тяжёлых авианосцев включали с учётом резервных истребителей 248 боевых самолёта (в том числе 93 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Зеро», 74 пикирующих бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и 81 торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт»). На борту авианосца «Сорю» находилось два новых палубных пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Йокосука» D4Y «Сусей» (союзное кодовое имя «Джуди»).


Скоростной бомбардировщик-разведчик «Йокосука» D4Y1-C «Сусей» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик «Йокосука» D4Y «Сусей» («Джуди») разрабатывался на основе технического задела лицензионного, не пошедшего в серию, германского бомбардировщика «Хейнкель» Не-118. Самолёт разрабатывался для замены устаревшего пикировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и совершил свой первый полёт в 1940 году. Машина получилась скоростная: установленный на D4Y1 двигатель мощностью 1200 лошадиных сил разгонял бомбардировщик до скорости в 552 км в час, сопоставимой со скоростями истребителей того времени. «Джуди» имел потолок в 9900 метров и нормальную дальность полёта 2535 км (максимальную – 3890 км).


D4Y1 «Сусей» («Джуди») в экспозиции музея, наши дни (Фото сайта j-aircraftmodel.ru)

Двухместный скоростной бомбардировщик D4Y1 в качестве основного вооружения мог нести в бомбоотсеке одну 250-кг или 500-кг авиабомбу. Под крылом могли подвешиваться две бомбы по 30 кг. Перед капотом двигателя устанавливались синхронно два 7.7-мм пулемёта. Ещё один 7.7-мм пулемёт размещался на турели в задней части кабины.


D4Y1 «Сусей» («Джуди») на авиашоу, 2013 г. (Фото сайта www.warbird-photos.com)

Разведывательный вариант D4Y1-С, который и получил боевое крещение у атолла Мидуэй, вместо бомб в отсеке вооружения имел дополнительный топливный бак. Защита экипажа и топливных баков на «Джуди» отсутствовали.

Союзное командование, благодаря радиоперехвату и расшифровке сообщений, было осведомлено о планах и намерениях противника. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц планировал упредить японцев в развертывании своих главных сил и нанести по силам десанта и авианосному соединению неожиданный воздушный удар.

В состав ударного авиационного соединения ВМС США (командующий контр-адмирал Флетчер) вошли три авианосца («Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун») и 25 боевых кораблей охранения (из них 8 крейсеров). В составе их авиагрупп насчитывалось 233 боевых самолёта (79 истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», 112 пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» и 42 торпедоносца «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор»).

Четвёртым «непотопляемым авианосцем» выступал сам Мидуэй. На его авиабазе была развёрнута мощная разнородная авиационная группировка из 109 боевых самолётов и 30 летающих лодок (амфибий) «Консолидейтед» PBY-5 «Каталина».


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Многоцелевая летающая лодка «Консолидейтед» PBY «Каталина» по сей день считается самой массовой и наиболее удачной. Свой первый полёт «Каталина» совершила в далёком 1935 году, а последние модификации эксплуатировались до 1970-х годов. Самыми массовыми воюющими моделями были PBY-5 и PBY-5А (оснащёна 3-х колёсным убирающимся шасси).


Амфибия PBY-5А «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Двухмоторная амфибия PBY-5А оснащалась двигателями мощностью по 1200 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 288 км в час (крейсерская 188 км в час). «Каталина» имела потолок в 4480 метров и практическую дальность полёта 4096 км.


Амфибия PBY-5А «Каталина» в полёте, наши дни (Фото сайта www.flickr.com)

Экипаж амфибии зависел от поставленных задач и включал от семи до одиннадцати человек. Оборонительное вооружение было представлено двумя 12.7-мм и тремя 7.62-мм пулемётами. Под крыльями могли подвешиваться авиационные торпеды, обычные и глубинные бомбы (общий вес боевой нагрузки не мог превышать 1814 кг).


Амфибия PBY-5А «Каталина» на стоянке, наши дни (Фото сайта www.navalaviationfoundation.org)

Армейская авиация (ВВС) была представлена 17 тяжёлыми бомбардировщиками «Боинг» В-17 «Летающая крепость» и четырьмя средними «Мартин» В-26. Авиация морской пехоты располагала 7 истребителями F4F-3 «Уайлдкэт», 21 истребителем «Брюстер» F2A-3 «Буффало», пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Доунтлесс» (16 единиц) и SB2U-3 «Виндикейтор» (17 единиц). Шесть новейших торпедоносцев «Грумман» TBF «Авенджер», принадлежащие авиагруппе «Хорнета», не попали на свой авианосец и остались на островной авиабазе.

Палубный истребитель «Брюстер» F2A-3 «Буффало» впервые поднялся в воздух в 1937 году. Перед началом боевых действий на Тихом океане устаревший истребитель с палуб авианосцев перекочевал на береговые аэродромы и использовался в учебных целях или для объектовой ПВО (как на атолле Мидуэй).


«Брюстер» F2A-3 «Буффало» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Одноместный цельнометаллический истребитель F2A-3 оснащался двигателем мощностью 1200 лошадиных сил. Максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 518 км в час. На высоту 4572 м «Буффало» поднимался за 7 минут. Вооружение истребителя состояло из четырёх 12.7-мм пулемётов (два синхронных и два в крыльях).


Истребитель F2A-3 «Буффало» в полёте, 1942 г. (Фото сайта aviawarworld.ru)

Перетяжелённый F2A-3 «Буффало» заметно уступал «Зеро» по маневренности и скороподъёмности.


Бомбардировщик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» осуществил свой первый полёт в 1936 году. В начале Второй мировой войны SB2U, оставшиеся на авианосцах, выполняли разведывательные задачи, а в качестве ударных с береговых аэродромов морской пехоты США.


SB2U-3 «Виндикейтор» в полёте, 1940 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Двухместный бомбардировщик с двигателем мощностью 825 лошадиных сил при максимальной взлетной массе в 4273 кг мог развить максимальную скорость 391 км в час. Самолёт имеет потолок 7200 метров и дальность полёта с максимальной бомбовой нагрузкой 1800 км.


Звено SB2U-3 в полёте (Фото сайта axis-and-allies-paintworks.com)

Вооружение SB2U-3 состояло из двух 12.7-мм пулемётов (один в крыле и один на турельной установке стрелка-радиста) и авиабомб, подвешиваемых под центропланом (одна на 454 кг) или крыльями (две по 113 кг). Максимальный вес боевой нагрузки 454 кг.


SB2U-3 «Виндикейтор» сбрасывает бомбу (Рисунок сайта www.fiddlersgreen.net)

Палубный торпедоносец «Грумман» TBF «Авенджер» разрабатывался для замены устаревших «Дуглас» TBD-1 «Девастейторов». Первый полёт «Авенджер» совершил в 1941 году, с начала 1942 –го началось серийное производство модели TBF-1, принявшей свой первый бой с атолла Мидуэй в июне.


TBF-1 «Авенджер» (Рисунок сайта wardrawings.be)

«Авенджер» представлял собой трёхместный среднеплан со складывающимися при помощи гидравлики крыльями. По уже сложившейся фирменной груммановской традиции торпедоносец TBF получился довольно прочной и крепкой машиной, выдерживающий многочисленные попадания.


«Грумман» ТВМ-3Е «Авенджер» (Фото сайта www.aviarmor.net)

Мощный 1700-сильный двигатель разгонял тяжёлую машину (взлётный максимум 7221 кг) до максимальной скорости 436 км в час. Дальность полёта у «Авенджера» с торпедой равнялась 1955 км, а потолок – 6790 метров.


Торпедоносец ТВМ-3Е «Авенджер» на авиашоу, наши дни (Фото сайта www.warbirddepot.com)

Основное вооружение торпедоносца модели TBF-1 размещалось в просторном бомбовом отсеке и могло состоять из одной 569-мм торпеды Мк.13 или двух 454-кг бомб (либо бомб меньшего калибра общим весом до 907 кг). Стрелковое вооружение состояло из одного 12.7-мм пулемёта в специальной башенке у стрелка-радиста и двух 7.62-мм пулемётов (один синхронный, другой в задней части фюзеляжа, стреляющий вниз).


TBF-1 «Авенджер» в момент сброса торпеды, 1942 г. (Фото сайта midnike.livejournal.com)

3 июня 1942 года ударная авиагруппа с японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзуньё» из шести торпедоносцев B5N2 «Кейт» при поддержке шести истребителей «Зеро» атаковала гавань Датч-Харбора (Алеутские острова). В это время японские корабли уже подошли к атоллу Мидуэй на расстояние в 700 миль. Японцам не удалось остаться незамеченными.


Схема битвы у атолла Мидуэй 4-5 июня 1942 г. (Фото сайта ww2history.ru)

Этим утром, около девяти часов, идущие к Мидуэю корабли были обнаружены одной из летающих лодок PBY «Каталина», совершающих регулярные разведывательные полёты.


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» в разведывательном полёте (Фото сайта www.aviarmor.net.aww2)

Вечером девять «Летающих крепостей» В-17сбросили бомбы по группе японских транспортов, находившихся уже в 570 милях от атолла Мидуэй. Атака тяжёлых бомбардировщиков оказалась в целом безрезультативной. Более успешной была ночная атака вооружённых торпедами четырёх «Каталин». Из трёх сброшенных торпед одна угодила в танкер и нанесла ему незначительные повреждения, он лишь снизил ход. Американцы никаких потерь в ходе атак не понесли.

Произошедшие накануне вечером и ночью воздушные атаки не изменили планов японского командования, и ранним утром 4 июня 1942 года с палуб тяжёлых авианосцев, на удалении от Мидуэя в 240 миль, начали подниматься в воздух первые самолёты. Ударную авиагруппу с четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») из 72 ударных самолётов (36 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 36 торпедоносцев B5N2 «Кейт») прикрывали 36 истребителей А6М2 «Зеро».

На расстоянии около 150 миль от атолла Мидуэй в 5.45 утра японские самолёты были обнаружены летающей лодкой PBY «Каталина». Другая «Каталина» чуть позже, с разницей в несколько минут, заметила уже два авианосца и корабли эскорта противника на удалении от базы в 180 миль в северо-западном направлении.

Получив от разведывательных «Каталин» и базового радара информацию о приближении японской ударной авиагруппы, командование базы подняло в воздух почти всю авиацию. Ударные самолёты барражировали, ожидая распоряжений, а истребители морской пехоты (20 F2A-3 «Буффало» и шестёрка F4F-3 «Уайлдкэт») устремились на перехват противника.

Воздушный бой произошёл, когда до атолла оставалось не более 30 миль. Морально устаревшие, тихоходные «Буффало» и менее маневренные «Уайлдкэты», за штурвалами которых находились молодые неопытные пилоты, проиграли эту воздушную схватку более скоростным и маневренным «Зеро» с отлично подготовленными лётчиками. Японцы, потеряв всего два самолёта, сбили 15 американских истребителей и тяжело повредили остальные.


Аэродром на атолле Мидуэй во время налёта японской авиации (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Не понёсшие от американских истребителей потерь «Кейты» и «Вэлы» в 6.30 нанесли удар по Мидуэю. Их встретил плотный зенитный огонь островных батарей. Пять ударных самолётов и два «Зеро» были сбиты. Сокрушительного удара не получилось. Были разрушены или повреждены элементы инфраструктуры базы, но взлётно-посадочная полоса не пострадала, да и самолётов на ней уже не было. Вице-адмиралу Нагумо командиром первой ударной волны был отправлен доклад о необходимости повторной атаки.


Пожар на складе горючего, остров Сэнд, Мидуэй (Фото сайта fototelegraf.ru)

Адмирал Нимиц, получив сообщение о бомбёжке атолла Мидуэй, отдал приказ барражирующим неподалёку ударным самолётам нанести удар по кораблям японцев. Начиная с семи часов утра, было осуществлено четыре авианалёта, но все они завершились безрезультатно и с огромными потерями с американской стороны. Так, из шести новейших торпедоносцев TBF «Авенджер» и четырёх средних бомбардировщиков В-26 «Мародёр» с задания вернулось только два В-26 и один «Авенджер». Из 16 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» было потеряно восемь, а остальные повреждены (6 из них восстановлению не подлежали). Пикировщики SB2U-3 «Виндикейтор» потеряли 4 самолёта из 11.


SB2U-3 «Виндикейтор» после атаки японского крейсера (Рис. сайта www.super-hobby.co.uk)

Отсутствие истребительного прикрытия, плотный огонь корабельной ПВО, яростные атаки «Зеро» и слабая подготовка американских лётчиков обусловили такие большие потери атакующих японские корабли ударных самолётов. Потерь не понесли лишь «Летающие крепости» В-17, бомбившие японцев с высоты более 6000 метров, но так и не достигшие ни одного попадания в цель.


«Хирю» маневрирует во время бомбардировки с B-17 «Летающая крепость», Мидуэй, 4 июня 1942 года (Фото сайта fototelegraf.ru)

С шести часов утра американцы начали поднимать свои самолёты для атаки обнаруженных японских авианосцев. Ударная авиагруппа с «Йорктауна» состояла из 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор» и 17 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс», которую прикрывали шесть истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» (всего 35 самолётов).


Торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» на палубе «Энетерпрайза» перед вылетом, 4 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Через час начали взлетать самолёты с «Энтерпрайза» и «Хорнета». В эту ударную авиагруппу вошли 116 самолётов (29 торпедоносцев «Девастейтор», 67 пикировщиков «Доунтлесс» и 20 истребителей F4F-4 «Уайлдкэт»). На момент взлёта торпедоносцев авианосцы находились на удалении от предполагаемой точки нанесения удара, превышающим радиус действия «Девастейторов».


SBD-2 «Доунтлесс» на палубе «Хорнета», 4 июня 1942 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Как уже бывало, неточные данные разведки о местоположении цели, слабое взаимодействие и «его величество случай» привели к тому, что две ударные авиаэскадрильи не обнаружили врага и не приняли участие в авиаударе, потеряв из-за нехватки горючего 12 самолётов. Три авиаэскадрильи «Девастейторов», опередив пикировщики, без истребительного прикрытия бросились в атаку на японские авианосцы. Из 41 «Девастейтора» уцелели только от 4 до 6 машин. Ни одна из торпед, сброшенных ими, не достигла цели. Японцы были удивлены яростной самоубийственной атакой американских лётчиков. Но гибель торпедоносцев была не напрасной.


Атака торпедоносца TBD-1 «Девастейтор» (Рисунок сайта korabley.net)

В том момент, когда почти все японские истребители атаковали низколетящие под шквальным огнём корабельной зенитной артиллерии торпедоносцы, с высоты на японские авианосцы неожиданно обрушились пикировщики трёх эскадрилий. Настал звёздный час «Доунтлессов», которые в 10.24, почти одновременно, атаковали «Акаги», «Кагу» и «Сорю» и в течение пяти минут вывели их из строя.


Атака японских авианосцев (Рисунок сайта www.howarddavidjohnson.com)

В «Акаги» попали две авиабомбы, которые вызвали многочисленные пожары самолётов, сопровождаемые взрывами боеприпасов и горючего. Огонь быстро распространился по всему кораблю и вышел из-под контроля. Команда была снята с авианосца. Рано утром 5 июня 1942 года «Акаги» был торпедирован своим эсминцем и после попадания четырёх бомб пошёл на дно.


Атака пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Акаги» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

«Кага» получил попадание четырёх бомб и загорелся. В самом начале воздушной атаки погибли почти все офицеры на мостике, когда взорвалась расположенная недалеко ёмкость с авиационным бензином. После серии взрывов топливных цистерн в 19.25 авианосец затонул.


Пара «Доунтлессов» после бомбового удара по «Сорю» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

В третий авианосец «Сорю» за три минуты попало три авиабомбы. Была разворочена полётная палуба. После многочисленных взрывов цистерн с авиабензином весь корабль был охвачен огнём. По приказу капитана экипаж начал покидать корабль, бросаясь прямо в воду, но не все смогли это сделать. На корабле ещё продолжались взрывы, когда над ним в 19.13 сомкнулись морские волны. Более 700 человек забрал с собой в пучину «Сорю».

Потеря японским флотом трёх тяжёлых авианосцев обошлась американцам в 67 самолётов (55 из них были сбиты, остальные потеряны из-за недостатка горючего).

Четвёртый японский авианосец «Хирю», находившийся на удалении от остальных, не подвергся атаке. Его авиагруппа из 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 8 истребителей прикрытия А6М2 «Зеро» направилась к «Йорктауну». Сбитый над палубой авианосца «Вэл» в 12.00 успел сбросить все три свои бомбы, которые попали в цель. На корабле возникли пожары, встали все котлы и был потерян ход. В ходе атаки японцы потеряли 16 самолётов из 26 (в том числе 13 «Вэлов»).


«Йорктаун» горит после атаки пикировщиков D3A1 «Вэл» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Через два часа восстановивший ход «Йорктаун» был снова атакован, но уже 10 торпедоносцами с «Хирю». Корабль получил попадания двух торпед. Вновь потерявший ход авианосец накренился на левый борт, сильные разрушения получил корпус. Истребители F4F-4 «Йорктауна» смогли уничтожить 5 торпедоносцев B5N2 «Кейт» и 3 «Зеро» (половину из нападавших). Посчитав авианосец обречённым, американцы спешно эвакуировали команду, оставив в корабельном лазарете двоих тяжелораненых.


Экипаж авианосца «Йорктаун» покидает поврежденный корабль (Фото сайта fototelegraf.ru)

Однако «Йорктаун» не собирался тонуть. Попытки реанимировать корабль были прерваны японской подводной лодкой I-168. Из четырёх выпущенных торпед в 16.30 шестого июня две попали в авианосец, а одна в эскадренный миноносец аварийной партии. Эсминец разломился пополам и затонул. «Йорктаун» затонул только на следующий день в шесть часов утра.


«Йорктаун» и эсминец «Гамманн» в момент взрыва торпед, выпущенных японской субмариной (Фото сайта pacificparatrooper.files.wordpress.com)

Четвёртый японский тяжёлый авианосец «Хирю» был обнаружен 4 июня в 14.45, а в 17.03 был атакован ударной авиагруппой из 24 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» без истребительного прикрытия. «Доунтлессы» смогли преодолеть заслон из шести оставшихся истребителей «Зеро» и добились четырёх попаданий в «Хирю». У авианосца была разворочена носовая часть полётной палубы, возникли многочисленные пожары. Огнём истребителей было сбито два SBD-2, у третьего пикировщика закончилось горючее, и он упал в море.


Горит авианосец «Хирю», хорошо видна разрушенная носовая часть палубы, утро 5 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Вторая ударная авиагруппа с «Хорнета» из 16 «Доунтлессов» прибыла с опозданием на полчаса. В горящий «Хирю» и корабли охранения не попала ни одна из сброшенных ими бомб. Сам авианосец, с которого сняли большую часть команды (кроме машинного отделения), продержался на плаву до утра следующего дня. После двух торпед, выпущенных со своего эсминца, тяжёлый авианосец «Хирю» в 8.20 скрылся в океанской пучине.

Точка в сражении у атолла Мидуэй была поставлена 6 июня, когда двумя авиагруппами с оставшихся двух американских авианосцев («Энтерпрайз» и «Хорнет») по 80 (первая волна) и 32 самолёта (вторая волна) были тяжело повреждены японские крейсера «Могами» и «Микума». Ночью 7 июня тяжёлый крейсер «Микума» затонул. Основной ударной силой авиагрупп выступал пикирующий бомбардировщик SBD-2 «Доунтлесс» (в атаках участвовал 81 пикировщик от общего количества самолётов в 112 единиц). Свой последний боевой вылет совершили торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» (в налёте участвовало 3 машины), уступившие в дальнейшем место на палубах американских авианосцев более современным самолётам - «Грумман» TBF «Авенджер».

Своей победой в сражении у атолла Мидуэй американцы окончательно отобрали у японцев стратегическую инициативу. Японский флот потерпел сокрушительное поражение. Были потеряны четыре тяжёлых авианосца со своими авиагруппами и один тяжёлый крейсер. Особо чувствительной потерей оказалась гибель хорошо подготовленных и опытных лётчиков, так и не восполненной до самого конца войны.

За свою победу американцы заплатили гибелью одного авианосца и одного эсминца, потерей около полутора сотен боевых самолётов (с учётом потерь авиации берегового базирования).

Авианосцы и палубная авиация окончательно утвердили себя в качестве главной ударной силы в войне на море.

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной ).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru.

Аннотация издательства:

В книге дается описание боевых действий американских подводных лодок во второй мировой войне, главным образом на Тихом океане. Подробно говорится об одиночных и групповых действиях лодок против торгового флота Японии, а также действиях против ее боевых кораблей. Рассматриваются тактические приемы подводных лодок по использованию торпедного оружия, постановка мин, выполнение специальных заданий и другие вопросы. Русское издание книги рассчитано на офицеров и адмиралов военно-морского флота.

Разделы этой страницы:

Весной 1942 года некоторое время главный японский штаб был занят одним спорным вопросом: следует ли занять Австралию, двигаясь вдоль восточного побережья Новой Гвинеи, мимо Соломоновых островов и островов Новые Гебриды, или же укрепить оборонительную линию между островами Уэйк и Гилберта, захватив Мидуэй в центральной части Тихого океана и западную часть Алеутских островов на крайнем севере.

Различные группировки офицерского состава Японии приводили очень много доводов в защиту и того и другого предложения. Действия в южной части Тихого океана одобряли те, кто хотел сохранить Филиппинские острова и Голландскую Ост-Индию или продвинувшимися до Рабаула силами продолжать (без особого труда) вытеснять из южной части Тихого океана уже ослабленные силы союзников и тем самым прервать американо-австралийскую линию снабжения.

Небезызвестный адмирал Ямамото стоял за захват острова Мидуэй и Алеутских островов. С одной стороны, укрепление японской линии обороны в средней части Тихого океана ослабило бы угрозу воздушных рейдов, которое совершали самолеты на Токио, и усилило бы прикрытие Японии от американских подводных лодок. С другой стороны, вопрос снабжения и передвижения в южной части Тихого океана становился чрезвычайно сложным. Наступление на Австралию удлиняло коммуникации, а это, в свою очередь, означало увеличение числа потребных транспортных судов.

Между тем время не ждало. После рейдов на Лаэ и порт Саламоа значительные американские морские силы сосредоточились на островах Новые Гебриды, где на островах Эфат и Эспириту-Санто были созданы базы. С этих баз и действовали два оперативных соединения военно-морского флота США. Одним командовал контр-адмирал Фитч, а другим - контр-адмирал Флетчер. В состав каждого соединения входили авианосцы, по два крейсера и эскадренные миноносцы.

Попытка совершить рейд на Рабаул и стремительные атаки на японские базы на Новой Гвинее заставили японцев решить вопрос в пользу южного варианта войны на Тихом океане. В начале апреля японские ударные войска высадились в северной части группы Соломоновых островов, где создали базу для гидросамолетов на острове Тулаги (в восточной части группы). Одновременно была произведена атака на порт Морсби в юго-восточной части Новой Гвинеи. Японские войска накапливались в Рабауле (остров Новая Британия) и в городе Буи (остров Бугенвиль). На островах Трук (группа Каролинских островов) в полной готовности находилась значительная морская группировка сил. Сопровождаемые тремя крейсерами, двумя эскадренными миноносцами и авианосцем «Сёхо», войсковые транспорты должны были прибыть к месту назначения на Соломоновы острова. Ударное соединение в составе авианосцев «Секаку» и «Дзуйкаку», двух крейсеров, семи эскадренных миноносцев и танкера должно было обойти восточную часть Соломоновых островов и атаковать надводные силы союзников в Коралловом море.

В результате боя в Коралловом море продвижение японских сил было остановлено. Осведомленный о намерениях противника, верховный главнокомандующий союзными силами приказал оперативным соединениям надводных кораблей вступить в бой. 4 мая авианосец «Йорктаун» взял курс на Соломоновы острова; трижды с его палубы в воздух поднимались самолеты, чтобы нанести японским войскам удары на острове Тулага. Во время этого неожиданного для японцев рейда были уничтожены японский эскадренный миноносец и минный заградитель.

7 мая самолеты с американских авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» обнаружили недалеко от острова Мизима японский авианосец «Сёхо». Японские истребители типа «Дзэро» поднялись в воздух, чтобы перехватить самолеты противника, а американские пикирующие бомбардировщики сбросили бомбы, которые попали точно в цель. Через несколько секунд японский авианосец загорелся. Американские самолеты-торпедоносцы завершили атаку, и «Сёхо» пошел ко дну, имея на борту 200 человек команды.

Японский конвой начал отходить на север. Однако авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку» уже обошли с восточной стороны Соломоновы острова и находилась в Коралловом море. Японским самолетам под прикрытием облаков удалось неожиданно обнаружить американские силы вблизи острова Мизима. Они атаковали американский эскадренный миноносец «Симе» и танкер «Неосе». В миноносец попало три бомбы, и он через несколько минут затонул, причем из команды были спасены только 13 человек. Танкер получил семь попаданий и также затонул, причем 176 человек из состава его команды погибли.

Весь день и всю ночь с 7 на 8 мая авианосные силы противников маневрировали на большом удалении. Воздушный бой вновь начался утром 8 мая по установлении самолетами-разведчиками обеих сторон местонахождения главных сил противника, и с палуб авианосцев в воздух поднялись самолеты для проведения встречной атаки,

С авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» поднялось 82 самолета, с палуб японских авианосцев «Дзуйкаку» и «Секаку» - 70 самолетов. Далеко в море эскадрильи самолетов разошлись на дистанции, превышающей дистанцию дальности орудийного выстрела. В 11 час. начался воздушный бой. Самолеты с авианосца «Йорктаун» нанесли удары по авианосцу «Секаку». Две бомбы по 450 кг попали в корабль, разрушили его взлетную палубу и вызвали пожар. Поврежденный авианосец двигался зигзагообразно, стараясь скрыться от самолетов-торпедоносцев. Самолеты с авианосца «Лексингтон», которые атаковали японский авианосец «Дзуйкаку», встретили сильное сопротивление истребителей и зенитной артиллерии; семь американских самолетов было сбито. Бомбы, сброшенные бомбардировщиками, не причинили серьезных повреждений авианосцу, ему удалось также избежать атаки самолетов-торпедоносцев. Очевидно, корабль получил лишь незначительные повреждения.

Прикрытые более темной частью горизонта, японские авианосцы находились в лучшем положении, чем американские, которые были видны на светлой части горизонта. Только большая активность действия группы самолетов-перехватчиков, усиленный зенитный огонь и умелое управление кораблем спасли авианосец «Йорктаун».

«Лексингтон» водоизмещением 33 000 т был больше «йорктауна», и поэтому японские самолеты в первую очередь атаковали его. Из-за неправильно распределенных сил прикрытия большая часть крейсеров сопровождала «йорктуан». В дополнение к этому следует указать, что в результате разделения авианосной группы на две части получилось так, что «Лексингтон» принял на себя основной удар, оказавшись почти без прикрытия.

Японские самолеты-торпедоносцы добились попадания двух торпед в левый борт авианосца «Лексингтон». Через минуту бомба весом 450 кг уничтожила носовую орудийную батарею левого борта: небольшая бомба разорвалась также внутри дымовой трубы корабля, возник пожар на надстройке. Аварийным командам удалось потушить огонь, и авианосец продолжал двигаться. Но бомбы, попавшие в авианосец, разрушили бензопроводы, и в 13 час. скопившиеся пары бензина вызвали взрыв. Огонь распространялся по палубе, приближаясь к артиллерийским погребам. Тогда был отдан приказ покинуть корабль, после чего он был потоплен американским эскадренным миноносцем. Во время пожара и взрыва погибло свыше 200 человек.

В этом бою американцы потеряли авианосец «Лексингтон», два эскадренных миноносца и 66 самолетов. Японцы потеряли авианосец «Сёхо» водоизмещением 12 000 т, один эскадренный миноносец (около острова Тулаги) и 60 самолетов. Сравнивая эти потери, японцы заявляли, что они одержали победу. Но бой в Коралловом море - первое морское сражение в истории, в котором надводные силы противников не видели друг друга, - был большой победой для союзников. Японский план вторжения в порт Морсби был сорван. Япония поняла, что американский флот всего через шесть месяцев после поражения в Пирл-Харборе оказался способным собрать мощные надводные силы в Тихом океане. Японцы потеряли во время боя в Коралловом море значительно больше, чем небольшой авианосец и эскадренный миноносец, - они потеряли свой престиж.

Чтобы восстановить свою репутацию, японский главный штаб обратился к адмиралу Ямамото. В распоряжении Ямамото находилось более ста кораблей, в том числе 11 линейных кораблей и четыре авианосца.

Поддержка подводными лодками операций флота

До мая 1942 года американские подводные лодки (за исключением выполняющих специальные задания) действовали преимущественно самостоятельно в указанных районах против торговых и военных кораблей противника.

Такого рода действия продолжались до конца войны. Но постепенно подводные лодки начали действовать по поддержке сил флота в операциях. Во многих операциях (боях), в которых принимали участие авианосцы и другие надводные корабли, а также в десантных операциях подводные лодки играли большую роль. В этих случаях лодки обычно действовали в одиночку, либо придерживались тактики действия в составе групп.

Когда стало намечаться сражение за остров Мидуэй, все подводные лодки Тихоокеанского флота были призваны оказать поддержку флоту. Впервые подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, прервали свое патрулирование, чтобы действовать совместно с Тихоокеанским флотом. Во время боя в Яванском море подводные лодки Азиатского флота также взаимодействовали с объединенным союзным флотом АВДА. Но тогда использовались одиночные лодки и главным образом для разведки. В сражении же за остров Мидуэй подводные лодки были призваны действовать как род сил флота. Это было новшество.

После боя в Коралловом море стало ясно, что японцы угрожают, с одной стороны, Алеутским островам, а с другой - острову Мидуэй. К середине мая 1942 года стал ясен и замысел предстоящей атаки. Противник угрожал Датч-Харбору, чтобы отвлечь внимание и нанести главный удар по Мидуэю. Командующий Тихоокеанским флотом подготовил силы обороны для развертывания. На Алеутских островах они были пополнены, а все надводные и воздушные силы, имевшиеся в наличии в центральной части Тихого океана, собраны в районе Гавайских островов. Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз» были отозваны из южной части Тихого океана, и «Йорктаун» направлен в Пирл-Харбор для срочного ремонта. В последнюю неделю мая надводный флот, который должен был оборонять Мидуэй, состоял из трех авианосцев, восьми крейсеров и 14 эскадренных миноносцев.

14 мая 25 подводных лодок Тихоокеанского флота получили приказ, которым предписывалось занять позиции в районе острова Мидуэй. Командирам подводных лодок сообщалось, что ожидается вторжение на Мидуэй и что транспорты с десантными войсками противника будут сопровождаться авианосцами, крейсерами и эскадренными миноносцами. Подводные лодки должны были вести разведку, сообщать местонахождение японских кораблей, перехватывать и атаковать их.

В этот период подводные силы Тихоокеанского флота находились в самом благоприятном положении, которого они достигли с начала войны. 12 новых подводных лодок прямо со строительных верфей прибыли в Пирл-Харбор. К моменту начала атаки японцев на острове Мидуэй в распоряжении командующего подводными силами Тихоокеанского флота находилось 29 подводных лодок. Из них только четыре не могли участвовать в сражении за остров Мидуэй. Подводные лодки «Трешер» и «Аргонавт» находились в капитальном ремонте, подводная лодка «Трайтон», возвратившаяся из боевого похода в Восточно-Китайское море, не имела запаса горючего и торпед, а подводной лодке «Силверсайдс» было приказано продолжить патрулирование около входа во внутреннее Японское море в проливе Кии.


Сражение у атолла Мидуэй стало поворотной точкой в противостоянии между Соединенными Штатами и Японией на Тихом океане. Японский флот, который потерял четыре тяжелых авианосца, почти две с половиной сотни самолетов и лучших пилотов, теперь совершенно лишился возможности эффективно действовать без прикрытия береговой авиации.

Географические данные

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана, более чем в тысяче миль на северо-запад от Гавайских островов. Территория находится под управлением Соединенных Штатов, но не включена в состав ни одного из штатов или округа Колумбия. Атолл состоит из трех небольших островков общей площадью 6,23 км 2 , площадь лагуны составляет 60 км 2 .

С 1941 по 1993 гг. на островах находилась и пункт для подзаправки межконтинентальных перелетов. Сейчас атолл имеет статус заповедника, но в рабочем состоянии сохраняется одна взлетно-посадочная полоса, также на Мидуэй хранится запас авиатоплива - на случай экстренной посадки самолетов.

Островная группа Мидуэй находится на полпути между Японией и Калифорнией (собственно, именно благодаря этому факту территория получила свое название). Велико стратегическое значение атолла. Он расположен в середине треугольника, образованного американскими военными базами Перл-Харбор и Датч-Харбор, а также японской базой на Уэйке. Для Японии захват архипелага открыл бы возможность более успешного планирования и осуществления военных операций императорского флота.

Планы императорской Японии

Считается, что возможность нападения на островную группу Япония предположила еще в феврале 1942 года, более чем за полгода до битвы у острова Мидуэй (1942). До середины апреля, однако, не были разработаны детали плана сражения, да и сам он не был утвержден в целом. Рейд бомбардировщиков американского подполковника Дж. Дулиттла на столицу Японии, который состоялся 18 апреля 1942, поставил точку в спорах вокруг действий в Тихом океане. Императорский штаб уже не сомневался, что выступать следует как можно скорее.

Есть несколько версий того, почему Япония решилась напасть на Мидуэй. Императорскому флоту необходимо было окончательно нейтрализовать США в Тихом океане. Для обеспечения успешности операции даже было предпринято отвлекающее нападение на Алеутские острова. Занятие самого атолла Мидуэй было второстепенной задачей. Атолл пригодился бы Японии для укрепления «защитного периметра» своих территорий. Дальше выступать планировалось на Фиджи и Самоа, затем - (возможно) на Гавайи.

Осуществлять повторное нападение на Перл-Харбор японцы не стали. Командование решило наступать на военно-морскую базу у атолла Мидуэй. Ставка была сделана на внезапность и неготовность США к обороне, как и в случае с атакой на Перл-Харбор практически годом ранее (7 декабря 1941 года).

Информация США

Соединенные Штаты заранее предполагали, что японцы предпримут попытку начать морское сражение в водах Тихого океана. Криптографы в мае 1942 года сумели взломать японскую военно-морскую шифровку и получить ценную информацию, что целью следующей атаки будет некий объект в Тихом океане. В японских переговорах он обозначался кодовым названием AF.

Американское командование, однако, не могло однозначно идентифицировать эту самую цель AF. Предполагалось, что это может быть Перл-Харбор или у атолла Мидуэй. Дата тоже оставалась неизвестной. Для проверки предположений американцы отправили сообщение о том, что на Мидуэй не хватает воды. Удалось перехватить японское «На AF неполадки с водоснабжением».

Характеристика противников

Силы императорской Японии были разделены на две части: ударную группу авианосцев и группу линкоров с сопровождением. Со стороны Японии выступило четыре авианосца, легкий крейсер, два тяжелых крейсера, два линкора, почти две с половиной сотни самолетов и двенадцать эсминцев. Дополнительно были направлены к Мидуэй, но не принимали участия непосредственно в сражении, еще два легких авианосца, пять линкоров, два легких и четыре тяжелых крейсера, более тридцати кораблей поддержки.

Ответные действия на основе информации о готовящемся сражении у атолла Мидуэй планировал адмирал Ч. Нимиц. К северо-западу от Мидуэй были выдвинуты полностью подготовленные к бою «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет». Контр-адмирал Рэймонд А. Спрюэнс возглавил соединение, в ядре которого стали «Хорнет» и «Энтерпрайз», а контр-адмирал Фрэнк Дж. Флетчер принял командование над «Йорктаун».

Первые столкновения

Утром третьего июня пилот американского разведывательного самолета обнаружил группировку японского флота, направляющуюся к Мидуэй. Первый удар нанесли американцы в сражении у атолла Мидуэй. Ход сражения, таким образом, изначально определили именно силы США. Правда, бомба, сброшенная на японские суда, не достигла цели.

К раннему утру четвертого июня японская группировка достигла атолла Мидуэй и нанесла по ней удар. Военно-морской базе были причинены значительные разрушения, но, несмотря на это, американские истребители вступили в ответный бой.

Морское сражение у атолла Мидуэй продолжалось. Многие американские машины были сбиты японцами, но успешно работала зенитная артиллерия. С земли сбили около трети японских бомбардировщиков, атаковавших военно-морскую базу. Японский лейтенант, руководивший атакой, сообщил в императорский штаб, что американцы увели основные силы еще до битвы за Мидуэй, а наземная оборона недостаточно подавлена, так что необходим еще один воздушный удар.

После первого поражения американских сил японское командование было уверено, что теперь удача на их стороне. Разведчики сообщили в императорский штаб, что на военно-морской базе обнаружен только один авианосец (остальные не попали в поле зрения). Но так как имела место нехватка персонала, на палубе оставались торпеды и авиабомбы, которые не успели спрятать в погреба. Это создавало риск возникновения опасной ситуации, ведь одна авиабомба, пробившая палубу, могла бы стать причиной детонации всех боеприпасов.

Битва авианосцев

Американцы просчитали, что самолеты противников вернутся на авианосцы примерно к девяти часа утра. Чтобы атаковать силы императорского флота, когда те будут принимать и заправлять самолеты, был дан приказ о взлете всех американских самолетов в полной боевой готовности. Однако завершив прием нескольких самолетов, сменил курс. Американское командование просчиталось.

Несмотря на, казалось бы, неудачу в сражении у атолла Мидуэй (дата битвы авианосцев - 4 июня 1942 года), американцы произвели более шести атак, а к вечеру два японских авианосца уже затонули.

Атака «Наутилуса»

Через несколько часов после битвы авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, американская подлодка «Наутилус» выпустила несколько торпед по японским силам. В рапорте подлодки говорится, что атаковали японский авианосец «Сорю», но на самом деле торпеды попали в «Кага». При этом две торпеды пролетели мимо, а одна и вовсе не разорвалась. Правда, Билл Брокман - капитан третьего ранга, командир «Наутилуса» - всю жизнь был уверен, что потопил «Сорю». Так подводная лодка «Наутилус» и вошла в американскую историю.

Ответный удар японцев

Для нанесения ответного удара в сражении у атолла Мидуэй (1942) японцам удалось собрать восемнадцать бомбардировщиков на «Хирю». На перехват американцы подняли двенадцать самолетов. Пять японских пикировщиков были сбиты, но семь добились трех попаданий в авианосец. Вернулись обратно только пять пикировщиков и один истребитель.

Сразу же было принято решение о повторной атаке в битве при атолле Мидуэй. Японцы подняли в воздух несколько торпедоносцев и истребителей. На «Йорктауне» о готовящейся атаке узнали сразу же. Живыми из боя вышла только одна группа японских самолетов в полном составе и три истребителя из других группировок. «Йорктаун» был серьезно поврежден и на буксире доставлен к Перл-Харбору.

Атака последнего авианосца

В момент атаки на «Йорктаун» пришла информация об обнаружении последнего авианосца японцев. У американцев уже не осталось торпедоносцев, поэтому было принято решение о создании ударной группы из нескольких пикировщиков.

Повел авиагруппу лейтенант Эрл Галлахер. Японцы уже не успели отреагировать на атаку, когда американцы сбросили четыре бомбы, вызвавшие взрывы и многочисленные пожары в трюмах. Несколько позже на флот империалистической Японии были сброшены еще несколько бомб, но не было ни одного попадания.

Безнадежно поврежденный «Хирю» был затоплен по решению японского адмирала Ямагути на рассвете пятого июня. Самолеты с военно-морской базы Мидуэй продолжали атаковать японцев, но главные силы им обнаружить не удалось. Япония увела флот на запад, кроме того, сопутствовала японцам и плохая погода - их корабли не были видны американцам.

Шестого июня самолеты США вновь атаковали тяжелые крейсера Японии. Один крейсер был потоплен, второму удалось добраться до порта со значительными повреждениями.

Итоги для ВМФ Японии

В сражении у атолла Мидуэй погибли более двух с половиной тысяч человек личного состава, повреждено более двух с половиной сотен самолетов с авианосцев, четыре тяжелых авианосца и тяжелый крейсер. Среди погибших числись лучшие и самые опытные японские пилоты.

Командиры нескольких авианосцев отказались покидать поврежденные корабли и погибли вместе с ними. Вице-адмирал, осуществляющий командование ударной группой, пытался покончить жизнь самоубийством, но его удалось спасти.

Потери Тихоокеанского флота США

Тихоокеанский флот Соединенных Штатов в битве за Мидуэй, крупном морском сражении, потерял более трехсот человек личного состава и полторы сотни самолетов. Также затонул авианосец «Йорктаун» и один эсминец. На островах была сильно повреждена ВПП, уничтожены ангар и склад горючего.

Причины поражения Японии

Причин поражения японских сил много, но все они взаимосвязаны. Во-первых, командованием были поставлены две цели, противоречащие друг другу, а именно захват островной группы и уничтожение американского флота. Эти задачи требуют одних и тех же воздушных сил, но с различным вооружением.

Также у японцев была недостаточная концентрация сил для осуществления успешного нападения. Некоторые исследователи и эксперты считают, что Японии лучше было беречь решающую ударную силу - авианосцы. Сказались на истории сражения у атолла Мидуэй и недостатки планирования. Планы были жесткими и сложными, теряли любой смысл при нестандартном поведении врага.

Свою неудачу японцы заранее спланировали сами. Командование ударной группой было поставлено в невыгодное положение. Американцы же действительно серьезных ошибок в ходе битвы при Мидуэй не допустили. Были, конечно, недостаточность обучения личного состава, недоработки в тактике, но все же это не сознательные ошибки, а нормальная часть любого столкновения.

Стратегические последствия

После поражения в битве при Мидуэй империалистическая Япония была вынуждена перейти к исключительно оборонительной позиции и потеряла всякую инициативу. Необратимые изменения произошли и в тактике, и в стратегии ведения войны на море.

Битва авианосцев, как часть крупного морского сражения при Мидуэй, отчетливо показала, что теперь главенствующую роль в Тихом океане переняли именно авианосцы.

Мифы о сражении

Есть несколько мифов о сражении при Мидуэй. Вот некоторые из них:

  1. Японцы столкнулись с фатальным невезением. На самом деле, этому своему «невезению» они помогли сами.
  2. Штаб вовремя не передавал информацию командованию ударной группы, а один из авианосцев и вовсе не был приспособлен, чтобы принимать На самом деле никаких технических проблем не было.
  3. Японцы потеряли лучших летчиков. Конечно, потери были, но все же они были относительно небольшими. В Японии оставался личный состав для ведения других операций, но так как стратегическая инициатива была потеряна, их знания и опыт уже не понадобились.

Память

Командиру «Хирю», который отказался покинуть поврежденный авианосец, посмертно было присвоено звание вице-адмирала.

Соединенные Штаты в память о победе присвоили названием «Мидуэй» нескольким кораблям - транспортным авианосцам. Также названием «Мидуэй» носит вся серия однотипных авианосцев военно-морских сил США.

Атолл Мидуэй (англ. Midway Atoll, гавайский: Pihemanu Kauihelani) - атолл Северо-Западных Гавайских островов в северной части Тихого океана. Название означает «Середина пути», потому что он расположен на полпути между Азией и Америкой. . Является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. В статистических целях Мидуэй относят к Внешним малым островам США.

Раньше на Мидуэе располагалась база вооружённых сил США. 4-6 июня 1942 года атолл стал центром битвы за Мидуэй, в которой американцы победили японский флот, потопили 4 авианосца и переломили ход Второй мировой войны на Тихом океане. В 1993 году база была окончательно закрыта, а в 2006 году Мидуэй стал частью Национального заповедника Северо-Западных Гавайских островов. Постоянного населения на атолле нет, однако присутствуют от 40 до 60 сотрудников заповедника.

Посетить атолл можно в составе организованных туров или волонтёром Национальной службы охоты и рыболовства, в 2012 году атолл посетили 332 человека, а в 2013 программа волонтёрства из-за сокращения бюджета была приостановлена. Туры сосредоточены на экологии и военной истории. Экономика территории осуществляется исключительно из государственных источников и туристических сборов. Все продукты питания и промышленные товары ввозятся.

География, геология, флора и фауна


Гавайские острова Остров Санд

Атолл Мидуэй является частью архипелага Гавайских островов, входит в состав Северо-Западных Гавайских островов и находится на их Северо-Западном крае. Атолл был образован около 28 миллионов лет назад в качестве щитового вулкана. Вулкан, заснув, начал опускаться на дно, а над ним образовался коралловый риф. Кольцеобразный барьерный риф имеет около 9,7 км в поперечнике, в его южной части находятся три песчаных острова: Санд - самый большой, Истерн и маленький островок Спит между ними.

Остров Истерн

Острова Санд и Истерн являются местом гнездования миллионов птиц.

История

Мидуэй не имеет коренных жителей и до XIX века был необитаем. Атолл был открыт капитаном ВМС США Н. С. Миддлбруксом 5 июля 1859 года. Капитан назвал острова «Острова Брукса» и в соответствии с Законом о гуано выдвинул претензию США на атолл. 28 августа 1867 года капитан Уильям Рейнольдс на корабле «Лакаванна» высадился на островах и США формально вступили во владение. Вскоре после этого название было изменено на Мидуэй. Атолл получил статус неинкорпорированной территории и стал первой территорией США в Тихом океане. Он был в ведении ВМС США и стал единственным островом Гавайского архипелага, не вошедшем в состав штата Гавайи.

Первая попытка заселения атолла была произведена в 1871 году, когда Американская почтовая пароходная компания на деньги, выделенные конгрессом США, начала проект дноуглубительных работ фарватера через риф. Цель была в том, чтобы создать посреди Тихого океана угольную станцию и избежать высоких налогов на уголь, введённых гавайцами. Проект вскоре закончился полным провалом, а корабль «Сагино», в октябре 1871 года вывезший всех рабочих, сел на мель у атолла Куре. Все рабочие были спасены.

Здание кабельной станции

В 1903 году на атолле поселились рабочие Коммерческой Тихоокеанской кабельной компании, и через Мидуэй проложили Транс-Тихоокеанский кабель. Рабочие принесли в живой мир атолла множество новых растений и животных. В том же году президент США Теодор Рузвельт подтвердил нахождение Мидуэя в ведении ВМС США, на островах была построена радиостанция, а между 1904 и 1908 годами размещены 21 морской пехотинец, для защиты от японских браконьеров.

В 1935 году Мидуэй стал дозаправочным пунктом для летающих лодок Мартин М-130, летающих по маршруту из Сан-Франциско в Китай. Полёт был очень дорогим - он стоил в три раза больше зарплаты среднего американца.

Мидуэй после японского налёта

Расположенный посередине Тихого океана, Мидуэй обрёл важное военное значение. В 1940 году, когда выросла напряжёность в японо-американских отношениях, Миуэй был признан вторым после Пёрл-Харбора по важности пунктом для обороны Западного побережья США. На атолле был построен военный аэродром, углублён канал в рифе, построена база гидросамолётов и подводных лодок, установлены артиллерийские орудия. Архитектором Альбертом Каном были построены офицерские квартиры, торговый центр и ряд других зданий. 7 декабря 1941 года, одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, Мидуэй был бомбардирован двумя японскими эсминцами, атака которых была отбита береговой артиллерией. 10 февраля 1942 года атолл был вновь обстрелян, на этот раз с подводной лодки.

4-6 июня 1942 года атолл стал центром масштабной битвы за Мидуэй, в ходе которой японцы пытались овладеть атоллом, но потерпели сокрушительное поражение. Японцы задействовали в битве 4 авианосца и 150 кораблей сопровождения, и хотя им удалось отбомбиться по островам, нанеся значительные повреждения, они потеряли все авианосцы и более 250 самолётов. Битва стала переломом во всей Тихоокеанской кампании.

Американские военные занимали атолл с 1 августа 1941 по 1945 год. В 1950 году военно-морская база Мидуэй вновь вошла в строй для поддержки в Корейской войне. Многие корабли и самолёты останавливались на Мидуэе для дозаправки и немедленного ремонта.

С 1968 по 1993 год на Мидуэе находилась военно-воздушная база. Был установлен пункт прослушивания советских подводных лодок, бывший секретным до самого конца холодной войны, когда его снесли. На аэродроме атолла несли дежурство самолёты WV-2 (EC-121K) «Вилли Виктор», оснащённые мощными радарами и служившие для раннего предупреждения о ракетном нападении. Во время Вьетнамской войны гарнизон острова, насчитывающий в то время 3500 человек, также поддержал воюющие силы. В июне 1969 на Мидуэе, в здании офицерских квартир, президент США Ричард Никсон встретился с президентом Южного Вьетнама Нгуеном Ван Тхьеу.

В 1978 году статус Мидуэя как военно-воздушной базы понизился, военные объекты начали закрываться, а персонал покидать атолл. С распространение разведывательных спутников и атомных подводных лодок значение Мидуэя для национальной обороны США сильно снизилось. 10 сентября 1993 года военная база была закрыта.Военно-морской флот взял на себя ответственность за устранение всех загрязнений.

Национальный заповедник

22 апреля 1988 года Мидуэй получил статус национального резервата дикой природы, тогда ещё под юрисдикцией ВМФ. 31 октября 1996 года президент США Билл Клинтон подписал указ о передаче Мидуэя в ведение Министерства внутренних дел. Последние работники базы ВМФ покинули атолл 30 июня 1997 года, после завершения масштабной операции по экологической очистке острова. 13 сентября 2000 года Мидуэй получил также статус Национального мемориала Битвы за Мидуэй.

15 июня 2006 года президент США Джордж Буш мл. подписал указ о создании Национального морской памятник Северо-западных Гавайских островов, в который вошёл и Мидуэй. Монумент управляется совместно Службой рыбных ресурсов и дикой природы МВД США, Национального управления океанических и атмосферных исследований Министерства торговли США и штатом Гавайи. В 2007 году название памятника было изменено на гавайское - Папаханаумокуакеа.

На атолле постоянно находятся 40-60 сотрудников заповедника. С августа 1996 года были открыты экотуры для посещения атолла общественностью. Эта программа была закрыта в 2002 году. В 2008 году началась другая программа посещения атолла, но в 2013 году из-за сокращения бюджета была закрыта и она.

Политика

Мидуэй организованно является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. Это значит, что он не входит в т ерриторию США, а является их владением, конституция действует не в полном объёме, местного самоуправления нет, территория управляется федеральным Министерством внутренних дел США. Так как Мидуэй не входит в состав штата Гавайи, он единственный из всех Гавайских островов находится в другом часовом поясе - UTC-11 - Самоанское время.

Инфраструктура

Основой инфраструктуры Мидуэя является аэродром Гендерсон-Филд на острове Санд. Аэропорт имеет одну действующую взлётно-посадочную полосу длиной 2400 метров. Сейчас аэропорт служит для экстренных посадок. Ещё один аэродром находится на острове Истерн. Активно использовавшийся во Вторую мировую войну, сейчас он заброшен. Другим важным объектом является гавань, она защищена волноломом, от ней через лагуну прокопан судоходный канал в открытый океан. Кроме этого, на островах атолла проложено 32 километра автодорог и 7,7 километра трубопровода.

Список островов

Острова атолла

Название Название на английском Площадь, км²
1 Санд Sand Island 4,86
2 Истерн Eastern Island
Островные территории Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Пуэрто-Рико, Северные Марианские острова
Внешние малые острова Бейкер, Джарвис, Джонстон, Кингмен, Мидуэй , Навасса, Пальмира, Уэйк, Хауленд