Развенчание мифа о горгоне Медузе: Почему чудовище стало символом Дома Версаче и острова Сицилия. Медуза горгона. Миф о происхождении Кто убил медузу горгону зеркалом

Способность горгон превращать людей в камень


Среди горгон выделялась упомянутая в «Одиссее» Гомера горгона Медуза, которая, согласно Пиндару (ок. 518-442 до н.э.) и Овидию (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.) , обладала чудесным даром завораживать людей взглядом и обращать их в камень. По другим версиям мифа, взгляд всех горгон обращал людей и животных в камень, и даже вода превращалась от их взгляда в лед.

Читайте мои работы о других существах, обращавших людей в камень – василиске , предводителе виевичей Вие и предводителе фоморов Балоре

Горгоны – прекрасные морские девы, ставшие чудовищами


Горгоны не всегда были чудовищами. В незапамятные времена сестры-горгоны были красивыми морскими девами. Согласно «Метаморфозам» Овидия, Афина превратила Медузу и её сестер в чудовищ – горгон после того, как Посейдон овладел Медузой в храме Афины. По другому мифу, Эвриала и Сфено решили стать горгонами сами из сострадания к судьбе сестры – Медузы. В отличие от своих сестер – горгон, которые были бессмертными , горгона Медуза была смертной.

Горгона Медуза


Как уже говорилось выше, самой известной горгоной была младшая из дочерей Форкиса и Кето, Медуза – чудовище с женским лицом и змеями или гидрами на голове вместо волос. Своё имя горгона Медуза получила из-за сходства шевелящихся волос-змей с медузами.
Горгона Медуза родилась красивой морской девой (не говорит ли это о ее оборотнических способностях, подобно нагам и виевичам ?) – такой прекрасной, что сам бог Посейдон решил соединиться с ней. Пиндар в «Двенадцатой пифийской оде» описал красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую писателей и поэтов на протяжении долгих столетий. Тем не менее, в древнегреческом искусстве она изображалась и с кабаньими клыками вместо зубов.
Превращенная в чудовище Медуза была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров , где она провела долгие годы.

Убийство горгоны Медузы Персеем


Г оргона Медуза была убита героем Персеем, случайно «обранившем» обещание убить ее, которым воспользовалась Афина. Справиться с чудовищем ему помогли боги – Афина и Гермес. По другому мифу, изложенному в «Ионе» Еврипида, Медуза была рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии . Согласно Евгемеру, ее убила сама Афина.
Голова убитой Медузы, согласно Павсанию, лежала в земляном холме около площади Аргоса. Павсаний в «Описании Эллады» писал, что циклопы изготовили голову горгоны Медузы из мрамора и установили у храма Кефиса в Аргосе.

Горгона Медуза – ядовитое создание, мгновенно умертвлявшее людей


Еврипид в «Ионе» отмечал, что одна половина крови горгоны Медузы была целебной, а другая ядом из змеиного тела . Подаренную Афиной врачевателю Асклепию кровь горгоны Медузы последний использовал следующим образом. С помощью крови Медузы, взятой из левой части тела, Асклепий оживлял людей, а из крови, взятой из правой части тела - мгновенно умертвлял.

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.

Миф о Сцилле и Харибде
Миф о Сцилле и Харибде был необычайно популярен в древнем мире. Именно с этими чудовищами пришлось столкнуться легендарному Одиссею. Как оказалось, древние не преувеличивали смертельной опасности приближения к тому месту, где чудовища подстерегали мореплавателей.
Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.
- Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»
Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»
Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.
Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

)))))Леньтяка)))Ну как замануху не бросить

Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено , Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь смертна.
В одном из позднейших миф происхождении горгон сказано следующее.
В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею, сыну Зевса. Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи.
Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (Эгиде).

Пожалуй, самыми популярными монстрами у древних были Змей и Дракон. Монстрами были не они сами, как таковые, а наделённые их чертами, божественные персонажи, называемые их именами. Чего только стоит бестиарий Древней Греции: Тифон, Ехидна, Лернейская Гидра, Пифон, Медуз(с)а Горгона. Причём, согласно грекам (да, и не только им), если змея, — значит гад. В самом прямом ругательном смысле этого слова. Вот Зевс - хороший. Афина - просто прелесть. Посейдон - само очарование. Ну, и так далее. А ведь, если разобраться, забыть ту книжку, которую все читали в детстве про мифы Древней Греции, то что же мы узнаем и поймём?

Вот, возьмём, к примеру, Горгону , прозванную Медусой . Это именно прозвище, означает оно «повелительница» (согласно другим источникам - «хранительница»). Изъясняясь языком современных биографий, родилась она в семье морских божеств. Отца звали Форкием, мать - Кето, а вот бабушкой была сама Гея-земля, дедушкой - Понт-море, то есть по происхождению была Медуса настоящей титанидой. И родилась она вовсе не ужасным чудищем, а прелестной кудрявой девчушкой. Выросши, превратилась в невероятную красавицу, что и сделало её столь желанной для многих мужчин божественного происхождения, и столь ненавистной для женщин с теми же корнями.

Честь морской девы вздумал украсть сам бог всех морей, Посейдон. И место для сего отвратительного действа выбрал совсем уж какое-то неподходящее (может быть, так сложились обстоятельства) - храм Афины Паллады. Надо сказать, что такое благозвучное прозвище, Паллада, эта богиня получила в результате некоторых обычных для олимпийских небожителей жестоких пристрастий: она содрала кожу с ещё живого гиганта, поверженного ею в битве. Звали гиганта - Паллас (Паллант). Наверное, это был первый живодёрский подвиг Афины, поэтому и прозвище именно за него ей и присвоили. О времена, о нравы… Даже Аполлон делал это (про сдирание кожи).

Но: Посейдон получил желаемое. А вот Афина была просто в бешенстве. И гнев её пал на кого? Уж не на дядюшку Посейдона, конечно. На униженную Медусу, которая и была превращена в змееподобное чудовище с теми же змеями вместо чудных кудряшек. Мало того, теперь все, на кого падал её взгляд, обращались в камень. Заодно и обе её ни в чём не повинные сестры превратились в монстров, что просто дико несправедливо.

Самая красивая из титанид морально раздавлена и обречена на вечное одиночество. Вы думаете, Афина успокоилась после этого. О, нет. Она находит Персея, своего сводного брата, через других богов и полубогов снабжает его магическими артефактами, и посылает за головой Медусы.

Персей, будучи юношей бледным со взором горящим, оттого и подверженный самому настоящему юношескому максимализму, летит и убивает злобного монстра, Медусу, путём отсекновения ея главы. Довольный и гордый, улетает со своей добычей. Тут на месте битвы появляется Афина Паллада, по своему обыкновению сдирает кожу с тела Горгоны, обтягивает ею свой щит, который отныне будет зваться «горгонион». Всё, месть (!) свершилась. Занавес. Аплодисменты.

Давайте разберёмся. Эллины, познакомившие мир с «Мифами Древней Греции», не вдруг появились там, где, как мы знаем, родилась древнегреческая цивилизация. Племена, ставшие впоследствии эллинами, продвигались на юг с севера в течении некоторого исторического периода. Титанида Кето родилась и сочеталась браком с морским божеством Форкием в Гиперборейских пределах. Как говорил об этом эллин Гесиод, «близ конечных пределов ночи». И три дочери Кето родились именно там. Одной из них и была Медуса. Изначально все три сестры почитались и боготворились как прекрасные Лебединые девы. Ведь Лебедь - символ Гипербореи, страны, существовавшей так давно, что лично я предлагаю убеждённым ортодоксальным историкам даже не задумываться над этим. Дабы не повредиться рассудком.

Имя Медусы Горгоны состоит из четырёх древнейших слов, принадлежащих к праязыку: «мед», «ус», «гор» и «гон». Объединим, к примеру, два из них, «мед» и «гор». Что получится? Правильно - Медной Горы Хозяйка. Загадочная повелительница Урала, накрепко связанная в народном представлении с мудрыми щелпами, часто принимающими змеиный или полузмеиный облик. Можно пойти дальше, принять во внимание горную сущность Хозяйки, и объединить её образ с девой-Горынишной (Горгонией) из русских сказов. Она же - Горынинка, она же - Латымирка, она же - Баба Яга. Богатырка (читай - титанида), стерегущая границу между Явью и Навью. Одно из своих имён получила от названия Латырь-горы (так называли побережье Балтийского моря). В тёмное время суток считалась супругой Чернобога (Кащея, Змея-Горыныча). Знала язык всех животных, и имела в своём распоряжении воздушное транспортное средство передвижения, в народе именуемое ступой. Задумайтесь - зачем людям выдумывать такую странную вещь - большую летающую бадью?

В средневековом сознании русских народов память о Медузе Горгоне трансформировалась в образ рыбы Мелузы. На самом деле ничего рыбьего в этом образе нет. Это дева, явно царских кровей, поскольку на её голове - корона. А вместо ног - змеи. Мелуза всегда изображалась, окружённая рыбами. Просто потому, что нужно было как-то обозначить её связь с морем. Русская Мелуза - это, без всяких сомнений, прекрасная и змееногая фея Мелузина , прародительница многих королевских дворов Европы.

"Рыба Мелусина в Окияне живёт..."


Мелузина

Помните одно их толкований прозвища Медуса? Хранительница. Так вот, уничтожив ненавистную ей Горгону, Афина поместила изображение её головы в центр своего щита-горгониона (говорят, это было не изображение, а голова как таковая). Ту же самую картинку захотели для своих эгид (плащей) Зевс с Аполлоном. И вовсе не для того, чтобы похваляться своими победами. Лик Медусы со змеями вместо волос явно обладал защитными функциями оберега. Оберега такой силы, что даже боги не упустили случая им воспользоваться. Поэтому самым первым значением выражения «под эгидой» было: «под защитой Медусы Горгоны». Знали об этом и русичи. Они делали амулеты-змеевики, помещая в их центре тот же самый образ. Учёные затрудняются с определением возраста самых древних таких амулетов. Какая прелесть, правда?! Они «затрудняются»!

И это ещё не всё. Из крови убитой титаниды явились на свет могучий воин Хрисоар и великолепный крылатый конь, Пегас. Разве могло что-то на самом деле ужасное породить такое чудо? Кровь просачивалась и из того мешка, в который Персей положил голову Медусы. Попадая в море, она превращалась в красные кораллы, горгонарии (кои использовались для защиты от «дурного глаза», лечили отравление и ещё ряд заболеваний). Капая на землю, кровь становилась змеями. Одна из них обвила жезл Асклепия, врачевателя. Кстати, снова об Афине, которая ушла с места убийства не только с новеньким щитом. Она ещё и собрала как можно больше крови Горгоны в два разных сосуда. И оба подарила тому же Асклепию, чтобы тот смог оживлять людей кровью из левой половины тела титаниды, и умертвлять - кровью из правой.

Удовлетворённая местью Афина присвоила себе новое прозвище - Горгопа (это означает «богиня с ужасным взглядом»). Герой Персей назвал дочку Горгофона («убийца Горгоны», милое имечко для маленькой девочки). Для мальчиков тоже придумали новое имя - Горгий. Так что, русский миф о Георгии, убивающем Змия - это тоже отражение тех давних событий.

Кем на самом деле были боги-олимпийцы? Почему они так ненавидели своих предшественников, титанов? Безудержная жестокость, чревоугодие и похоть небожителей Древней Греции стала началом падения нравов повсеместно. По крайней мере, мне так кажется.

Конечно, всё не так однозначно. Но с этой неоднозначностью стоит разобраться. Хотя бы для того, чтобы понимать: человеческое сознание несколько раз за историю Земли менялось и ломалось в угоду кому-то. Кому-то, кто называл себя богом, обладал неимоверными способностями и возможностями, что позволяло, в зависимости от настроения, то помогать людям, то насылать на них страшные беды. Кому-то, кто мог объявить чёрное белым, и белое - чёрным, совершенно не заботясь о сохранении истины для человечества.

Хранительница Медуса Горгона, лебединая дева Гипербореи была убита Афиной только потому, что мешала Палладе одним своим присутствием на белом свете. Это была самая настоящая идеологическая война, смена власти. Тогда пришло время новых богов, а старые боги не просто уничтожались. Само их значение, их характер и сущность извращались и переворачивались с ног на голову. Для того, чтобы скрыть правду, и завоевать прочное место в людском сознании.

Елена Бочарникова