Корабль брюсов. "валерий брюсов" уплыл


Неделю назад с большой помпой сообщалось об изменении судьбы корабля "Валерий Брюсов": "теплоход, стоящий на приколе у Крымской набережной, превращается в содружество модных магазинов и сервисов, зону отдыха на воде и место встречи творческих коллективов... Замшелые каюты с кроватками освободили место для шоу-румов, мест для наведения красоты, кафетериев и культурных маленьких мест. Кроме того, на борту есть несколько роскошных пространств для театра, танцев, йоги и валяния дурака на Москве-реке"
Разве можно было остаться равнодушной к такой информации? Я не осталась и в ближайшее воскресенье после открытия мы отправились смотреть на все это своими глазами.
Забегая вперед, скажу, что результат осмотра мягко говоря, не вполне соответствовал информации, тем не мене, мы остались довольны. Впрочем, если знать историю "Брюсова" и его собратьев, о которой я тоже расскажу, то без оттенка грусти не обойтись...

Первая попытка проникновения была неудачной: мы пришли слишком рано, теплоход открыт с 12 часов; хорошо бы конечно об этом можно было узнать где-то еще, кроме трапа, но увы...
Через полтора часа возвращаемся. Теперь можно заходить.

Первым делом обходим палубы числом три. На баке.

Примерно на том же месте, палубой выше

Ну не могу не снять такой раритет:)

Вид на Крымскую набережную

Потом переходим к изучению "арт-пространства". М-да, кажется, с открытием (напомню, оно состоялось неделей раньше) явно поторопились. Подавляющее большинство помещений примерно в таком состоянии, как на фото ниже, и мы откровенно лишние, будучи, кажется единственными посетителями среди рабочих и ремонтников.
Кстати, девушка на ресепшене (доделанном и вполне приличном) на прямой вопрос, когда все это откроется, замялась и сказала, что наверное к августу.

Есть уже готовые помещения, вроде этого салона, правда они закрыты и не функционируют (снято через стеклянную дверь)

Чуть ли не единственное функционирующее заведение - вот этот магазинчик подарков и мелочей.

А еще в твиндеке (нижний из доступных ярусов, под нижней палубой) делают вот такие леденцы ручной работы. Где-то выше их должны продавать, но где именно, мы не нашли. Зато нам дали продегустировать: вкусно, но к зубам липнет немилосердно

А еще на "Брюсове" есть , которое уже работает и понравилось очень (о нем - отдельный пост). А напоследок - немного из истории корабля.
"Брюсов" и четыре его собрата по серии были построены в Австрии в 1984-86 гг. Эта серия была одной из последних (из тех, что сегодня ходят по рекам России) и самых комфортабельных: даже сауна предусмотрена. Судьба у них сложилась разная. "Светлов" и "Демьян Бедный" и сегодня трудятся на Лене, "Есенин" - в Волжском бассейне.
"Александр Блок", проплавав совсем недолго, встал на прикол на Краснопресненской набережной и на 24 года превратился в плавучую гостиницу, а потом ресторан с казино; однако потом и сейчас вновь в строю. Примерно так же, как и "Блок" (ресторан, гостиница, казино, еще кое-что) с 1993 года существовал и "Брюсов".
Вот он угадывается через окно филиала Третьяковки за надписью "Караоке"

Теперь вместо караоке и ресторана будет общедоступное арт-пространство для хипстеров. Что ж, наверное так лучше.
И все же без этой песенки в рассказе о судьбе "Брюсова" не обойтись...

Прогуливаясь недавно по парку Музеон в Москве, мы решили посетить широко рекламируемый Корабль Валерий Брюсов. В Москве существует целый ряд арт-кластеров, которые уже известны москвичам, такие как: Винзавод, дизайн-завод Флакон и Artplay.

На набережной не так много таких «плавучих» арт-объектов, куда можно свободно зайти, пройтись по магазинам или просто почитать книжку на солнечной палубе.

Корабль Брюсов - это трехпалубный речной корабль, австрийского происхождения (построен в 1986 году), в который вдохнули вторую жизнь организаторы известного дизайн-завода Флакон . Первый в мире арт-кластер на воде Brusov Ship, как называют Корабль Брюсов сами организаторы, открылся совсем недавно, в июле 2014 года. В лихие 90-е на корабле было плавучий ресторан, казино, а каюты сдавались на час. Но это все в прошлом, сегодня же, Корабль Брюсов должен стать модным местом среди креативной тусовки.
Внешне кораблик не сильно изменился, а только похорошел. Так, благодаря усилиям питерского художника отдельные его части приобрели веселенький вид.



Итак, по трапу идем вовнутрь.


На первом этаже посетителей встречает небольшой ресепшн. Там работаю милые приветливые девушки. Могу предположить, что они помогают посетителям сориентироваться.
Внутри кораблика постепенно заполняются арендаторами помещения. Вообще надо сказать, что навигация на корабле плохая. Указателей нет (но возможно будут, когда все помещения будут заполнены). Чтобы найти кафе, придется пройти все этажи.


Так, там уже расположился знакомая всем лавка Артемия Лебедева, концептуальный магазин Adidas, мужской парикмахерский салон Briolin, разные дизайнерские магазинчики. Стоит отметить также и пространство для женщин, The Tub (парикмахерская и социальный клуб), где можно и потусить и навести марафет.
Думается, что через пару месяцев, это место будет довольно уютным и молодежным. Но много помещений еще не заполнено, через проемы дверей виден мусор и тд.


На борту сейчас работают два кафе: греческое кафе на одной из палуб и бар Волна на Солнечной набережной, где можно заказать фреши, фрукты и напитки. Кстати, по информации от организаторов, где-то здесь на корабле должно быть секретное монокафе. Мы его не нашли, может на то оно и секретное?
Все это напоминает некий торговый центр с креативным уклоном на воде, где никому нет до тебя дела. Чтобы посещение корабля было полезным, надо изучать программу мероприятий, но об этом - чуть позднее.


Лично мне очень понравилась «Солнечная палуба». Чтобы туда попасть, надо по лестнице подняться на самый верх.


С верхней палубы открываются великолепные необычные виды на парк Музеон и набережную.



На самом верху кораблика, на Солнечной палубе очень уютно, пол застелен деревом. В будни здесь проводятся занятия по йоге, танцам. Там же наверху стоит диджейский пуль, постоянно звучит музыка. Можно выпить что-нибудь безалкогольное в баре «Волна».
Там же наверху, расположен лекционный зал, который может использоваться и для кинопоказов. Мы туда не заходили, но я об это прочитала в разных источниках.


Солнечная палуба накрыта вот таким шатром, так что дождь йогам или танцорам, которые здесь занимаются, будет не страшен.


Планируется, что на Корабле Брюсов будут проходить встречи разных клубов по интересам, интересные лекции, образовательные мероприятия.
Через солнечную палубу можно пройти на нос корабля, откуда открываются отличные виды на Красный октябрь и скульптуру Петра Первого.



К слову сказать, выход на воздух есть на всех палубах.


В целом, хочу отметить следующее:

1. Если вы намереваетесь посетить Корабль Брюсов, то изучите программу мероприятий. Это можно сделать, например, в группе вконтакте https://vk.com/brusovship , или на ФБ https://www.facebook.com/brusovship . Помните, что если вы случайно забредете сюда неподготовленными, вам возможно будет скучно.
2. Если вы собираетесь на йогу, то расписание можно узнать вот здесь yogaboat.ru, там же можно зарегистрироваться.
3. Если вы прогуливались по парку Музеон или Крымской набережной, обязательно посетите Солнечную палубу Корабля Брюсов. Там получаются отличные фото на форе московских достопримечательностей.

Как найти Корабль Брюсов

Ближайшие метро: Парк Культуры, Октябрьская, Кропоткинская, Полянка. Адрес: Крымская набережная, 10. Ориентир - известный Петр Первый, работы Зураба Церетелли. Кораблик расположен со стороны парка Музеон, напротив памятника.
Официального сайта пока у Корабля Брюсова нет.

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

The Village продолжает рубрику, в которой рассказывает про знаковые нежилые здания Москвы. В связи с о скором закрытии корабля «Валерий Брюсов» на Крымской набережной, который успел стать важным арт-кластером и символом города, мы решили пообщаться с теми, кто здесь вел бизнес и организовывал вечеринки.

Фотографии

Ефрем Иванов

ЮЛИЯ РУЗМАНОВА

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ

История

Теплоход «Валерий Брюсов» у берега Крымской набережной в парке «Музеон» как арт-пространство 13 июля 2014 года. Хотя корабль пришвартовали к набережной еще в 1993 году, а перед этим восемь лет его эксплуатировали на воде. До реконструкции «Брюсова» в течение 20 лет здесь работала гостиница, ресторан, казино и (по неофициальной информации) бордель.

Реконструкцией корабля и преобразованием его в арт-кластер занималась команда УК Realogic во главе с бизнесменом Николаем Матушевским, которая также дизайн-завод Flacon, а сейчас активно нового городского пространства - « ». Первыми резидентами «Брюсова» стали магазин Студии Артемия Лебедева, кафе «Сито», бар «Волна», шоу-рум Physika, магазин с украшениями Jerusalem Bazar, лавка с книгами в ручном переплете Lamartis и концепт-стор adidas Originals.

Однако уже в сентябре 2014-го, через пару месяцев после открытия, у нового места появились проблемы: корабль проверки Роспотребнадзора. В частности, ведомство нашло на судне немаркированный инвентарь, при этом на корабле не было специальных баков для утилизации люминесцентных ламп. По этим и другим причинам теплоход признали небезопасным для посетителей и закрыли до устранения всех недочетов.

«Брюсов» свою работу в июне 2015 года. На этот раз на нем около двух десятков резидентов. Половина из них - уже знакомые по предыдущему году, остальные - новички. В частности, появились магазин для вейперов Babylon Vape Shop, языковая школа Mypeople, студия йоги Yoga Boat, кафе Mams & Paps. Кроме того, на корабле стали проводить техно-вечеринки, самые популярные из них - Meduza.

В начале апреля стало известно, что «Брюсов» закроется в середине мая по прокуратуры, поскольку он «работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования», чем нарушает пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. За это юрлицо, владеющее теплоходом - ОАО «Московский туристический флот», - и гендиректор компании должны заплатить штраф - 50 и 10 тысяч рублей соответственно.

Администрация «Брюсова» рассказала, что с 2015-го по 2017 год вела переговоры с департаментом транспорта города Москвы о возможности сохранить проект. В итоге договориться не удалось - власти переместить теплоход из акватории Москвы-реки. Соответствующие решение утвердил Замоскворецкий суд.

О дальнейшей судьбе корабля пока официально не сообщается. Известно только, что теплохода не будет на привычном месте после 15 мая. Чтобы судно смогло пройти под мостами, ему, скорее всего, срежут верхнюю палубу, но «может быть, правительство придумает другой способ перевозки», уточняют представители пространства.

МЕСТО: корабль «Валерий Брюсов»

ФУНКЦИИ: торговые площадки, образовательные проекты, выставки, развлекательные и спортивные мероприятия

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: пассажирский круизный теплоход «Валерий Брюсов », построен в Австрии в 1984 году, с июня 1993 года эксплуатируется как стоечное судно, как арт-кластер заработал в 2014 году

РЕКОНСТРУКЦИЯ: УК Realogic

ПЛОЩАДЬ: LAB - центр корабля площадью 120 квадратных метров

Sundeck - палуба площадью 260 квадратных метров

Я на корабле с самого начала, то есть уже больше трех лет, снимаю тут небольшую каюту, которую использую как студию. Летом играю на солнечной палубе как штатный диджей.

Корабль - это основная причина, почему я вообще оказался в Москве. Я занимался музыкой в Петербурге, потом моя студия там сгорела - на фоне этих событий я психанул и уехал из страны, тусовался в Германии, а когда закончилась виза, вернулся. За полгода до этого мы с Лешей Капитановым (директор корабля «Брюсов». - Прим. ред.) общались немного пьяненькие, и он сказал: «Короче, Кирилл, мы захватывает корабль в центре Москвы, делаем три event-площадки». И вот спустя немного времени они позвали меня на открытие Брюсова.

Так я попал на корабль, отыграл первое выступление, а после него ходил-бродил здесь и зашел в одно помещение - закрыл глаза и представил в нем кучу своих девайсов. Тогда я сказал Капитанову, что им не хватает на корабле музыкального пространства. Я вернулся в Петербург, а на следующий день мне позвонил директор корабля, предложил то помещение под студию и сказал: «Нам вообще руки нужны. Короче, я беру тебе билет в Москву сегодня?»

Так я оказался на корабле. Я всем помогаю здесь по технической части, но зарплату за это не получаю, зато мне предоставлена большая скидка на аренду и я выступаю на вечеринках, летом я тут играю на постоянной основе. Когда я стал писать музыку на корабле, у меня сильно изменилось звучание. Корабль иногда качает, и это отразилось на груве моей музыки - в звуке появилось как бы округлое покачивание.

Есть два абсолютно разных периода жизни этого места. До того как корабль закрывался - Ветхий завет и после - Новый завет. Весь костяк команды сформировался по большей части в Ветхом завете, и закрытие стало фильтром людей. Те, кто был коммерчески настроен, сразу отвалились, а те, кто воспринимали место как арт-кластер, вернулись, несмотря ни на что, и стали еще плотнее сотрудничать. В Ветхом завете «Брюсова» были 50 % людей из Петербурга, и они привнесли сюда питерской романтики. Здесь был свой принцип взаимодействия людей. Все заранее знали, что корабль могут закрыть, но продолжали здесь работать.

Первое время капитан корабля очень подозрительно на нас смотрел, потому что в 90-е тут было казино и каюты почасовой аренды, но потом он поверил, что мы будем создавать что-то совсем другое. Представляю, как грустно быть капитаном корабля, который не плавает.

Это место, куда надо было вести иностранцев в Москве, здесь было много туристов, им можно гордиться. На корабле проходило очень много образовательных проектов, обучали диджеингу и написанию музыки, проводили фестивали, посвященные изобразительному искусству, и всякие маркеты еды. Помимо постоянных резидентов, здесь были временные активности. Зимой жизнь на «Брюсове» замирала, трафик становился меньше, но и резидентам, кто оставался на зиму, понижали арендные ставки. Были и те, кто уходил перед холодами, проработав один сезон.

Важно понимать, что сейчас претензии прокуратуры не к проекту корабль «Брюсов» - не у нас проблемы, а у владельца судна. Мы - в России, поэтому я не сильно удивлен происходящему. Это русский бизнес, он так работает, я с подобным сталкивался в Петербурге. Там было место «Четверть», куда как-то приехали чуваки в кожаных курточках с битами и силой вывели арендаторов наружу.

Для многих людей это место стало своего рода стартом, оно им добавило энтузиазма. Какая-то часть проектов теперь перемещается на «Хлебозавод», остальные - не знаю. Я слышал такую информацию, что верхнюю палубу корабля спиливают и судно подтапливают, чтобы оно проплыло под мостом. Есть обида за то, что можно было это сделать в конце лета, а не перед началом сезона.

Дарья Кувшинникова

владелица ювелирного магазина «Форма & Содержание»

Прохожие боятся зайти сюда, думают, что корабль отчалит. Некоторые спрашивают, сколько стоят билеты

Нашему проекту четыре года, но три из них мы работали только онлайн. 21 апреля исполнился год, как мы открылись на «Брюсове». Но я решила отменить празднование, потому что наша история здесь заканчивается.

Я сама продаю украшения, работаю с 12:00 до 20:00 шесть дней в неделю. Одновременно в магазине работают два-три человека. Другие продавцы работают два через два. В свой выходной я все равно прихожу сюда.

Мы искали необычное место для магазина, потому что наши украшения ручной работы, они уникальны. Корабль меня буквально сразу пленил - на волнах, романтика. Рядом - Третьяковская галерея, летом до работы гуляла в парке «Музеон». Иногда я брала в аренду гироскутер или сегвей и ехала на них на обед.

На нижних палубах качка чувствуется сильнее. Морской болезни у меня нет, но поначалу после целого дня в магазине меня покачивало дома, особенно в душе. Хотя у меня не стояло задачи поддержать морскую тематику, я решила сделать все белым, сохранить в оформлении больше воздуха и света, чтобы было удобно рассматривать украшения.

Сюда постоянно заглядывают туристы, чувствуешь себя в аквариуме. При этом многие прохожие боятся зайти, думают, что корабль отчалит. Некоторые спрашивают, сколько стоят билеты. Раньше я тоже боялась сюда заходить, мне казалось, что это ресторан или вход сюда платный. Когда я все-таки заглянула, я испытала восторг: здесь было много творческих мастерских, и мне захотелось стать частью этого. Работать на корабле - статусно. Наш магазин много сотрудничает с европейцами, и они искренне восхищаются, когда я им рассказываю о расположении магазина.

Диана Мужанова

продавец-консультант в магазине одежды «Уста к устам»

Я работаю в «Уста к устам» на «Брюсове» несколько месяцев. До этого работала в магазинах сети в Петербурге, потом переехала в Москву. Мне нравится, что торговля проходит на корабле, это необычно и интересно. Хотя если убрать качку, то это обычный магазин с хорошим видом на реку. Когда проплывают катера, чувствуется, что корабль качается. Но я привыкла, и мне это не сильно мешает.

Я работаю на полставки с 12:00 до 21:00 два через два. В плохую погоду в день приходят человек 15–20. В будние дни до пяти часов вечера людей обычно мало, а вечером начинается движуха. В выходные здесь очень много народа, но я привыкла к большому потоку людей. Раз в два месяца нам выдают форму, то есть мы можем выбрать одежду из ассортимента магазина и оставить ее себе.

Я знаю почти всех сотрудников магазинов. На «Ламбаде» мы раздаем визитки, и горожане удивляются: многие даже не слышали про корабль «Брюсов». Однажды у нас была тут проверка, ходили серьезные дяди, соседей штрафовали. Однако о закрытии места я узнала из новостей. Мне грустно, но я продолжу работать в новом месте, куда мы переедем.

Алиса Васильева

соосновательница кофейни Mams & Paps

Если открыть окна и закрыть глаза, когда мимо проплывает корабль, то можно представить, что ты на море

Я на корабле уже два года, влюбилась в это место сразу. Друзья смеются надо мной, говорят, что ушла в Морфлот. Я работаю в кафе и бываю здесь практически каждый день, летом особенно. Бывало, приходилось работать и месяцами без выходных. Иногда здесь очереди в коридор, а зимой бывает и клиентский штиль. Тогда здесь по факту справляется один человек.

Большинство журавлей в оформлении я сделала сама. Некоторых сделали гости, которые хотели внести свой вклад в это место. Я им говорю: «Приходите навещать своих журавлей, они же ваши дети». Мне улыбаются самые хмурые люди. Те, кто торопятся, остаются болтать с нами на три часа. От их отклика и берутся силы.

Бывает, летом все заходят, говорят, что погода хорошая, а ты стоишь потный за барной стойкой около кофемашины, и тебе от нее печет. Но нет лучшего места для работы на летний период. Можно выйти проветриться на палубу, и сразу жить становится лучше. А если открыть окна и закрыть глаза, когда мимо проплывает корабль, то можно представить, что ты на море.

Когда здесь проходят техно-вечеринки Meduza, я остаюсь до утра. Потом сплю несколько часов и опять еду на работу. Здесь же хожу на показы хорошего кино.

На корабле собраны интересные проекты и люди, поэтому я не ищу ничего на стороне. С другими кафе мы дружим и не конкурируем. Когда заканчиваются стаканы, идем к грекам в «Сито» или к мексиканцам «На чили». Все, кто на корабле, - часть команды. Здесь царит дружная атмосфера, при встрече все обнимаются и желают друг другу хорошего дня.

Разговоры о закрытии корабля ходили с 14-го года. Но наш пиратский дух не давал этому свершиться, мы всегда избегали проблем. Сейчас нас лишают дома. Мы придумываем всей корабельной командой грандиозную программу на все майские праздники. 6 мая мы устраиваем общекорабельную вечеринку на верхней палубе.

Александр Конов

директор фонда имени Петра Кончаловского

Когда человека в первый раз покачивает, некоторые думают, что им сейчас будет плохо, хватаются за голову и за сердце. Но рисовать качка не мешает

В апреле наша школа отпраздновала год. Она все время существовала здесь. Корабль - потрясающее место, он идеально подходит для художественной деятельности, на палубе мы проводили множество пленэров. Не буду скромничать и скажу, что наша кают-компания - одно из лучших помещений на корабле. Мы сделали ремонт, немного переделали планировку, но самое главное - это наш оригинальный, фантастически красивый потолок.

Мы занимаемся здесь просвещением на постоянной основе. Работаем семь дней в неделю. Вложили в дело душу, много времени и денег. В штате школы работают два администратора и я, все преподаватели - приглашенные. Я бываю здесь практически каждый день по рабочим вопросам и получаю огромное удовольствие, когда вижу, как аудитория заполняется заинтересованным учениками: уникальное место работает очень эффективно. Люблю сюда приходить и в свободное время отдыхать на диване, наслаждаясь удивительной атмосферой.

В свое время я был начальником лаборатории на флагмане космического флота. Поэтому морская тема мне близка, порой я ностальгирую по тем временам. Некоторые предметы в нашей студии отражают корабельную романтику. Например, мы используем небольшие канаты, чтобы вешать картины.

Когда человека в первый раз начинает покачивать, он думает, что ему сейчас плохо, хватается за голову и за сердце. Но рисовать качка не мешает. У нас есть небольшая зона отдыха, а все стенды легко перемещаются в зависимости от того, что здесь проходит: лекция или практическое занятие. В какую сторону ни посмотри, можно сразу рисовать с натуры городские пейзажи. Летом мы часто проводим пленэры на палубе. На несколько часов огораживаем пространство ленточками и рисуем. Хотели скоро возобновить их, но случилось то, что случилось.

Конечно, на корабле есть недостатки. Например, иногда летом очень много народу. Бывает, что во время лекции на верхней палубе начинается шумная дискотека. Но конфликтов не было, у нас дружные арендаторы, и мы всегда идем навстречу друг другу.

Здесь отличное сообщество: по большей части наши российские бренды и производители, небольшие приятные кофейни. Я люблю гулять по кораблю, общаться с людьми. Здесь приятная молодежная среда.

Аренда на корабле даже дешевле, чем аренда такого же помещения на соседних улицах. Это связано с рисками: нас еще при въезде предупредили, что есть проблема с пролонгацией договора. Мы переедем в бывшую мастерскую Петра Кончаловского на Большой Садовой. Там помещение меньше, поэтому, безусловно, наша школа будет вынуждена сократить количество курсов.

Теплоход «Валерий Брюсов» пришвартовался у Крымской набережной в 1993-м году. В разное время там помещались гостиница, ресторан, казино и даже, по информации «Комсомолки», бордель. С 2014-го на судне разбили арт-центр с несложным названием - «Корабль Брюсов». Он располагается у «Парка Горького», в саду «Музеон».

В 2015-м году, рассказала ViVA la Cloud директор столичной розницы Babylon Мария Чиргадзе, на «Брюсове» открылся первый магазин сети. «Нежно покачиваясь на волнах, Водный („Водным“ называется „Бабилон“ на „Брюсове“. Таков нейминг магазинов сети - здесь и далее в скобках прим. ред.) открывает свои двери для тех, чей скейт тормозит сам, лишь завидев корму Брюсова», - говорится в описании магазина на сайте компании. И в соседней, и в противоположной каютах корабля находятся обувные магазины.


12-го апреля ТАСС сообщил , что «Валерий Брюсов» обязали отчалить с набережной. Всё началось с Московской транспортной прокуратуры - чиновники установили , что «судно работает без договора водопользования» и подали на владельцев в суд. Тот, по данным ТАССа, согласился с тезисами надзорной службы - и предписал убрать корабль. ViVA la Cloud не удалось найти решения суда в официальных онлайн-рубрикаторах.

Сами владельцы говорят о ситуации как о решенном деле - «Корабль Брюсов» закроет двери 15-го мая. Сейчас проекту «нужно найти новое место» для корабля, приводятся в пресс-релизе (имеется в распоряжении издания) слова владельца судна Николая Матушевского. В материале «Комсомолки», однако, утверждается, что «Брюсова» «увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки». Чтобы тот пролез под мостами, у теплохода снимут рубку и фальштрубы.

Администрация «Брюсова» предложила арендаторам переехать в креативное пространство «Хлебзавод» (у метро Дмитровская,), рассказала ViVA la Cloud пиар-директора корабля Сира Лобян. Это будет «не бесплатно, но с сохранением прежних условий», подчеркнула она. «Бабилон» на эти условия не согласился. «Нам не очень нравится эта локация, - пояснила ответственная за розницу сети Мария Чиргадзе. - Магазин будет работать до 13 мая. Мы его просто закроем, не станем никуда перевозить». В

Знаменитый корабль "Валерий Брюсов", простоявший на Крымской набережной почти четверть века, по решению суда вчера утром уплыл из центра столицы. Навсегда. Причина? У теплохода не было договора водопользования. Так городские власти продолжают очищение берегов Москвы-реки от потенциально опасных судов и дебаркадеров, зачастую просто уродующих всю акваторию.

"Валерий Брюсов" уходит из Москвы-реки, город всерьез взялся за расчистку ее акватории. Фото: Александр Корольков

Убирать суда, плотно облепившие набережные еще в девяностых, столичные власти начали в 2013 году. Вообще-то дебаркадер - это строение на берегу для посадки в судно, например, речной вокзал или пристань, но в столице в них превратили отслужившее свое корабли, пришвартовав их навечно и не всегда там, где это разрешено. Во многих располагались офисы, гостиницы, рестораны. Как пояснили "РГ" в пресс-службе "Организатора перевозок", все они исключены из государственного судового реестра, то есть кораблями больше не являются, а значит, и на воде им делать им нечего.

В общей сложности за три года от своих причалов уплыли 38 домов-кораблей, из них 12 - из самого центра: с Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных. Большую часть - 28 - хозяева убрали сами, 10 пришлось вывозить городу, теперь их владельцы должны московскому бюджету 80 миллионов рублей за демонтаж, транспортировку и хранение.

"Валерий Брюсов" - корабль-легенда - продержался дольше всех в одном из самых культовых и посещаемых туристами мест Москвы. За четверть века чего здесь только не перебывало! И гостиница, и казино, и развлекательный центр, и, конечно, ресторан. Он не числился дебаркадером, но и к нему возникло много вопросов. "Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку законности размещения судна "Валерий Брюсов", пришвартованного на Крымской набережной", - сообщил Игорь Семериков, начальник управления эксплуатации "Организатора перевозок". - Установлено, что теплоход эксплуатируется без договора водопользования, что нарушает ст. 11 Водного кодекса РФ. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме и обязал собственника - ОАО "Московский туристический флот" - освободить набережную".

За три года от столичных причалов уплыли 38 таких же, как "Брюсов", домов-кораблей

За "Брюсовым" скоро наступит очередь "Ласточки-2" на Лужнецкой набережной и "А. Блока" на Краснопресненской. У первого нет договора причаливания, второй вообще пришвартован к набережной, не приспособленной для этого. "На незаконно установленных судах возможно несоблюдение необходимых норм безопасности, - заявил Игорь Семериков. - Нахождение на таких судах опасно как для посетителей, так и для тех людей, которые там работают. Жалуются и жители окрестных домов - и на шум с судов "Ласточка-2" и "А. Блок", и на загрязнение ими акватории". Ведь большинство этих судов все отходы спускают прямо в воду.

В настоящее время на реке в пределах столицы остается еще 29 дебаркадеров, 17 из них - маломерные. Но и им надо готовиться скоро в последний рейс.