Золотая Баба: где ее искали и кто. Где находится «Золотая баба»? Золотая баба идол

Легенда о «Золотой Бабе» - языческом идоле, отлитом из чистого золота и спрятанном где-то на Севере в Гипербарее , среди бескрайних рек, болот и лесов, своими корнями уходит древнейшие времена.

«Золотая баба» гипербореев.

Тысячу лет существовали легенды о несметных сокровищах Гипербореи, о неприступных Рипейских горах (Уральские горы) , где в снежной северной бездне спрятана колоссальная статуя Золотой бабы - идола, сделанного из чистого золота , и стерегущих её аримаспов, живущих рядом с гипербореями.

В «Истории» Геродота, можно прочесть, что за далёкими Рипейскими (Уральскими) горами, находится «проклятая часть мира, где постоянно идёт снег», живут нервы, способные превращаться в волков, воинственные амазонки, «одноглазые мужи - аримаспы» (греч. Αριμασποι), владеющие несметным сокровищами и «грифы, стерегущие золото , а ещё выше за ними, у самого моря – гипербореи » , не знающие смерти.

О племени аримаспов древнегреческий историк Геродот узнал от скифа Аристея.(IV, 27) , сложившего «свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется « » (Геродот IV 13, 14, 27;)

Возможно, аримаспы, о которых говорил Геродот 2500 лет назад, и были хранителями Золотой бабы. По-скифски слово «аримаспы» переводится, как: “арима” - единица, а “спу” – глаз . Можно предположить, что древние греки называли это племя аримаспы (одноглазые) оттого, что аримаспы «спали с открытым глазом », то есть были всегда начеку, охраняя свои золотые сокровища.

Поиски «Золотой бабы» продолжились в средневековье. Впервые о Золотой бабе прямо упоминается в русской летописи 1398 года.

Первым епископом, кому удалось хоть как-то укоренить христианство на северных землях, стал Стефан Пермский, крестивший Коми в 1379 году. Крещение сопровождалось достаточно агрессивными действиями христианских миссионеров : капища язычников уничтожали, деревянных идолов, распространенных повсеместно - нещадно сжигали. Подтверждением тому существует иконизированное изображение Стефана с занесенным топором над «священной березой» , увешанной мехами животных, икона символизировала борьбу с верой «диких народов».

После укоренения христианства в административных центрах региона, Стефан решил укрепить христианство в глубинке, но этом мешала легенда о существования древней святыни – идола «Золотой Бабы», но все попытки добраться до святыни язычников оказались тщетны, хранители надежно прятали свою святыню в тайге, подальше от глаз агрессивно настроенных христианских миссионеров .

В XIV веке христиане боролись с идолом, как одной из главных святынь язычников. А в XVIII веке рассказы о таинственной «Золотой Бабе» выступали в Европе некой визитной карточкой неизвестной России.

О существовании идола упоминается в ряде средневековых изданий, а о его местоположении упоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн в издании «Записки о московитских делах» 1549 года.

Золотая баба на карте 1562 года

Крещение идолопоклонников.

Крещение севера проходило с боями - язычники не хотели отказываться от поклонения идолам, не принимая христианскую веру. Процесс обращения северян в христианство был крайне долгим и, нельзя сказать, что абсолютно успешным, так как и в наше время на северных просторах встречаются целые народы, почитающие идолов и отвергающих христианство. Так получилось, что «Золотая Баба» стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали золотой идол своей основной святыней, о котором слагали легенды и мифы.

В Петровскую эпоху, на Северный Урал отправился христианский миссионер Григорий Новицкий , истинный верующий, образованнейший человек, автор первой этнографической монографии «Краткое описание о народе остяцком». Миссионер решил завершить дело, начатое Стефаном - найти и уничтожить Золотой идол. Однако охота за идолом стоила жизни Григорию Новицкому, при невыясненных обстоятельствах он погиб. Что явилось причиной его гибели неизвестно, возможно, он достиг цели и нашёл то, что искал, но хранители идола не дали осуществить задуманного, а возможно он просто пал жертвой природных катаклизмов. После того как Григорий Новицкий не вернулся, официально «за идолом» никого более не отправляли, однако, попытки найти «золотую бабу» не прекращались, но поиски из чисто религиозных целей, перешли в категорию «золотой лихорадки». Идол стал объектом вожделения авантюристов и искателей сокровищ, коих на Руси уже и в те времена было не мало.

«Эльдорадо» русского севера.

Самый большой в мире золотой самородок был найден в России 26 октября 1842 года. Крепостной крестьян, 17-летний сирота Никифор Сюткин, работавший на в недрах Царско-Александровского прииска близ Миасса, нашёл на глубине трёх метров огромный золотой самородок, в виде «Большого треугольника» весом 36 килограммов 16 граммов. Известно, что Никифор Сюткин за свою находку получил премию размером в 4 390 рублей, что по тем временам было гигантской суммой, в придачу к этим деньгам ему была выписана «вольная», обеспечившая ему свободу. К сожалению, Никифор не стал помещиком, да и новую жизнь не начал, а спился, потеряв рассудок от неожиданного богатства. Самый большой в мире золотой самородок «Большой треугольник» х ранится в Москве, в алмазном фонде России.

С началом массовой колонизации казачьими отрядами территорий Урала и Сибири истории о золотом идоле стали символом легкого богатства, аналогично легенде о «Золотом человеке» из Эльдорадо, имевшей популярность среди испанских конкистадоров, покоривших Южную Америку. Сам Ермак Тимофеевич, великий покоритель Сибири, услышав однажды легенду о золотом божке дремучих Манси, серьезно заинтересовался идолом. Однажды один из его главных сподвижников, казачий атаман Богдан Брязга сообщил, что своими глазами видел заветную статую, штурмуя Самарский острог, расположенный на месте впадения Иртыша в Обь.

Семен Ульянович Ремезов (этнограф, картограф) автор книги, вышедшей в XVIII веке, описывает увиденное атаманом Богданом Брязгой : «И оттоль поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье ; ту бо у них мольбище большее богыне древней : нага с сыном настуле седящая ; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе».

Однако, как не пыталось войско Ермака добраться до заветного клада, ничего не получилось, при приближении недоброжелателей идол загадочным образом исчезал, буквально растворялся в воздухе. Кстати, неудачи охотников за идолом, по некоторым данным, объясняются мистической способностью Золотой Бабы уходить из рук преследователей.

В книге путешественника, естествоиспытателя Сигизмунда фон Герберштейна, одного из собирателей сведений о золотом идоле, «Записки о московитских делах» , несколько строк посвящено таинственным способностям Золотой Бабы: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравниваемые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сбросится с обрыва в Обь».

Эти романтическо-мистические характеристики золотого идола свидетельствуют ни о чем ином, как о существовании некого круга жрецов-хранителей, оберегающих золотого идола, но остающихся в его тени. Не от их ли рук погиб христианский миссионер Новицкий, не они ли помогли исчезнуть статуе при штурме святилища атаманом Богданом Брязгой? И не с ними ли позднее вступили в бой сотрудники НКВД…?

Находки-Аркаима

Охотник, исследователь, писатель Константин Носилов в начале прошлого века выведал у старого манси неизвестную ранее историю о Золотой Бабе, кардинально меняющей представление о ситуации вокруг идола. По рассказам старика манси, в молодости, занимавшегося охотничьим промыслом, в глухих, труднодоступных таежных завалах тайги, он видел «золотую бабу». Старик манси описал идол в точности как донесли его образ летописи. В рассказе сходились все мелкие детали, кроме одного – идол, которого видел старик манси, был не из золота, а из серебра! Видимо, у манси существовало несколько копий идола, на случай, если охотники все же доберутся до цели и, завладев драгоценной копией, наконец-то оставят в покое идола золотого – настоящего.

После распада СССР у пытливых умов появилась возможность поработать в архивах с ранее секретными документами. В одном из таких документов писатель, историк Демин В.Н. обнаружил крайне любопытную заметку. Оказалось, что в тридцатых годах ХХ столетия легендой о несметном кладе – Золотой Бабе, заинтересовались на Лубянке . Стране были нужны деньги, и шанс пополнить казну дармовым золотом упускать было нельзя. На Северный Урал послали спецотряд НКВД с целью найти золотого идола и передать его в руки государству. И охота началась: вскоре в руках сотрудников спецотряда оказались данные, полученные на допросах местных жителей о том, что в районе Кызымских хантов , в лесном святилище местный шаман прячет некую золотую статую . Чекисты ринулись к указанному месту, но при их появлении им было оказано вооруженное сопротивление, но силы были не равны и «охранники»за «золотой бабой» были перебиты все до единого.

А вот что произошло дальше: была ли в святилище статуя или нет, исследователь однозначного ответа получить не смог - документы о судьбе той операции сохранились не полностью и как раз «на самом интересном месте» ниточка оборвалось. Однако Демин считает, что спецотряд все же завладел заветной статуей и вывёз её в Москву.

Стоит ли ставить точку в поисках идола?

Скорее всего, чекисты взяли лишь его копию, настоящая же Золотая Баба была спрятана в другом, более надежном месте. Наличие второго идола подтверждает и то, что совсем недавно вновь появилась информация о о «золотой бабе», на этот раз на охоту за реликвией отправились журналисты одной из центральных газет. Но экспедиция успехом не увенчалась, и команде пришлось вернуться в Москву. Таёжное бездорожье севера стало непреодолимой преградой на пути поисков. Тем не менее, если информация об идоле поступает вновь, то, скорее всего, идол всё ещё где-то спрятан.

Золотая баба - made in China?

Вопрос, кто создал Золотую Бабу, стоит перед историками давно. Гипотез на этот счёт высказано уже немало, кто-то считает, что «золотую бабу» отлило племя Вогулов, кстати, одноименный фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1986 году, в деталях обыгрывает эту версию и довольно убедительно.

Кто-то придерживается версии о том, что золотой идол достался «по наследству» северянам от протоцивилизации гиперборейцев. Гиперборея перестала существовать, и народ, населявший её, ушёл с обжитых земель, северяне нашли статую в одном из заброшенных храмов и с тех пор поклоняются святыне. Опираясь именно на версию о гиперборейских корнях, многие историки делают вывод о том, что божество, отлитое из золота, было крайне почитаемым, и поэтому образ был увековечен не в единственном экземпляре, а, как и подобает культу, во множественном. Отсюда и копии идола, о которых говорят очевидцы.

Схожий образ Золотой Бабы можно найти и в культуре Китая. Китайская богиня Гуань инь – покровительница семейного очага, женщин и деторождения. Её изображали сидящей на стуле в окружении детей. Первым своё предположение о возможном родстве Гуань-инь с Золотой Бабой высказал поэт и прозаик Сергей Макаров в книге, посвященной истории освоения севера «Земной круг».

Как китайская богиня могла оказаться на северном Урале? Все довольно просто, по версии сторонников китайского следа: золотой идол был завезен в Сибирь торговцами из поднебесной, где и был обменен на меха. А поскольку образ богини был близок по духу местным племенам, чтившим божественную суть женщины, забыв о буддизме, северяне приспособили идола под собственные духовные потребности.

Но, несмотря на лаконичность, эта версия не идеальна и нуждается в серьезной доказательственной базе, как собственно и вся история о золотом идоле, держащаяся лишь на преданиях и показаниях отдельных очевидцев. А пока история Золотой Бабы остается лишь красивой легендой таинственного Севера, будоражащей умы авантюристов, желающих легко и быстро разбогатеть на древнем сокровище, найти русское Эльдорадо, где спрятан «золотой человек»….

И это название не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая — льва, третья — умудренного старца с поднятой рукой.

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп — это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями.

Некогда семь великанов-самоедов шли через горы и Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную юру вогулов Ялпингнер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе п стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица.

Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера — Золотую Бабу . Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую Бабу. Страшным голосом закричал , и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 г.: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».

К ее крикам мы вернемся ближе к концу рассказа, а пока о другом. Принято считать, что Золотая Баба — языческий идол народов, населявших обширную территорию от Северной Двины до северо-западных склонов Уральских гор. Эта территория в разные времена называлась по-разному — Биармией, Югорской землей, Великой Пермью.

Первые упоминания о так называемой Золотой Бабе в исторических документах появились более тысячи лет назад в исландских и скандинавских сагах, повествующих о походах викингов за Золотой Бабой в 820, 918 и 1023 гг.

За тысячу лет Золотая Баба «совершила путешествие» от берегов Северной Двины до берегов Оби. Как утверждают исследователи, она проделала столь фантастический маршрут потому, что ее все время приходилось спасать — либо от грабителей-норманнов, либо от воинствующих христианских проповедников. Но где родина идола, откуда появился он в древней Биармии, Югре и Перми и куда он исчез в конце XVI в., — неизвестно.

Как пишет в статье «Где она, Золотая Баба?» Борис Воробьев, все имеющиеся описания идола подводят к тому, что он «не является произведением мастеров древней Перми, поскольку, во-первых, по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к коим относились и югра, и вогулы, и остяки; а во-вторых, создание подобной металлической скульптуры было невозможно из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии» («Техника — молодежи», 1997, № 11).

О Золотой Бабе написано множество статей и книг. Основными же источниками, к которым обращаются те, что пытаются разгадать ее тайны, являются следующие документы: сочинение основателя. Римской академии Юлия Помпония Лета (1428—1497) «Комментарии к Флору», «Трактат о двух Сарматиях» польского историка и географа Матвея Меховского (1457—1523), «Записки о московитских делах» австрийского барона Зигмунда фон Герберштейна (1486—1566). В русских документах первое свидетельство о Золотой Бабе содержится в новгородской Софийской летописи, и относится оно к 1398 г.

Оказывается, золотой идол имел множество имен: Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Медная Статуя, Золотая Владычица, Золотая Женщина, Злата Майя.

Внешний облик Золотой Бабы тоже, по описаниям, очень разный: то стоящая женская статуя, то женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках, то сидящая женщина, очень напоминающая Мадонну, с ребенком на руках, то сидящая нагая женщина и тоже с ребенком.

В России еще одним письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538г. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

В конце XV в. московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый попытались найти Золотую Бабу. Когда стало известно, что идол перенесли на азиатскую часть континента, Курбский и Ушатый во главе четырехтысячной рати перевалили через Урал и приступили к поискам его капища. Было захвачено много югорских селений и обыскано немало потаенных мест, но ни идола, ни храмовых сокровищ найти не удалось.

В 1582 г., почти через 100 лет после похода Курбского и Ушатого, след главного божества Пермяцко-Югорской земли наконец-то отыскался. Осенью того же года казаки три дня безуспешно штурмовали так называемый Демьянский городок в низовьях Иртыша.

Когда они уже было решили отложить наступление, объявился перебежчик, который сообщил, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Услышав об этом, предводитель казаков Богдан Брязга приказал продолжить штурм. Городок был взят, но трофея там не оказалось: служители кумира ухитрились выбраться из окружения и унести его с собой. Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола. В мае 1583 г. казаки были уже на Оби, в местности, называемой Белогорьем.

Здесь находилось священное для аборигенов-остяков мольбище Золотой Бабы, защищенное своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть. Несмотря на все запреты, казаки тщательно обыскали мольбище, но Золотой Бабы так и не нашли. Каким-то таинственным образом она вновь исчезла. Возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. Быть может, сбылось заклятье?!

Спустя некоторое время пропавший из Белогорья идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша. К его капищу, как это бывало и раньше, потянулись все окрестные племена. Божеству несли богатые подношения в виде соболиных шкурок и заморских тканей, приобретенных на торгах обширной Пермяцко-Югорской земли.

В начале XVII в. найти Золотую Бабу попытался миссионер Григорий Новицкий. Он собрал интересные сведения о святилище, где тайно хранился кумир и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Кроме этих сведений, Новицкому больше ничего узнать не удалось.

Через сто лет следы Золотой Бабы вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обьс левой стороны. По предположению современных исследователей, местонахождение идола отодвинуто еще дальше — на Таймыр, в горы Путорана.

В конце XX в. по-прежнему предпринимались попытки найти Золотую Бабу. Последние сведения о ней относятся к лету 1990 г. Их доставила этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН, побывавшая в Ханты-Мансийском автономном округе. Там и по сей день живет небольшое количество северных хантов, которые, по преданиям, отвечали за неприкосновенность Золотой Бабы.

В 1933 г. в этих краях началось раскулачивание. Органы НКВД арестовали шамана и выведали у него путь к святилищу. Однако ханты, защищая святыню, оказали чекистам вооруженное сопротивление. В результате погибло четверо сотрудников НКВД, что повлекло незамедлительные репрессии: практически все взрослые мужчины клана были уничтожены, а многие дети, старики и женщины вымерли за зиму, поскольку охотиться и добывать пропитание они практически не могли — ружья были конфискованы. Даже и теперь, по прошествии стольких лет, оставшиеся в живых ханты с неохотой рассказывают о прошлых событиях и просят не называть их фамилии.

Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что ее переплавили. Однако члены экспедиции рассказали об одном интересном факте: в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранится немало экспонатов, на которые ранее не было музейного паспорта. Как выяснили члены экспедиции, эти вещи поступили из хранилища местного управления КГБ. Отсюда возникает еще один вопрос: если Золотая Баба была не золотая, не пребывает ли она в настоящее время в каком-нибудь спецхране?

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплое предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410г. нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Верховную богиню угров знали под разными именами. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница. И это весьма примечательный факт ее «биографии».

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье, и звали ее Малахитница. Идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой. Короткой строкой

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Сегодня среди жителей Урала живет легенда об Ялпын-Уе, гигантском змее, до сих пор иногда появляющемся «на людях», этакой мансийской анаконде. Может, это связано с легендой о Золотой Бабе?

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз — золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это почти точно изображение зеленоглазого Осириса!

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» — бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида — богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно также и уральская богиня — богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Значит, образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде? Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду сами египтяне звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть — «река Исиды»? По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Название местечка Сысерти, возможно, произошло от систра, древнеегипетского музыкального инструмента.

Таких параллелей здесь великое множество...

О том, что Золотая Баба — Исида, говорил еще старый автор Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских веяний в Сибири... Но это отдельная большая проблема.

По преданию, металлическая Золотая Баба будто бы упала с неба. А может быть, действительно упала? Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба — это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами.

В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать инфразвуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр.

Гора Отортен

Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если верить легенде, что на Отортене «кричала» Золотая Баба.

Так или иначе, охота за Золотой Бабой продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие — золото, третьи — кладезь инопланетной технологии.

Из книги "100 великих исчезновений"

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс - Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах - могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба - мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, - Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Золотая Баба сегодня фигурирует только в мифах и легендах. Предположительно именно она являлась главным идолом, которому поклонялись в древности народы Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.

Мифы о золотом идоле

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Культ «золотой богини» у славян

Похоже, поклонялись Золотой бабе и в Древней Руси. В языческих преданиях славян упоминается Храм Золотой Бабы, расположенный «в стране Обдорской, при устье реки Обиго» (вероятно, имеется в виду река Обь). Она считались покровительницей беременных женщин и повитух. Ей приносили в жертву золото, серебро и меха. Поклониться идолу приезжали даже чужестранцы. Исследователи древнего славянства считают, что Золотая Баба являлась главной среди Рожаниц – богинь, отвечающих за человеческую судьбу.

По мнению большинства исследователей, речь шла о мансийской богине Сорни-эква, имя которой в переводе означает «Золотая женщина». Князь Н.С. Трубецкой, занимавшийся этнографией, считал, что это Калташ-Эква, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума, покровительствующая всему живому и определяющая судьбу каждого человека.

Где искать Золотую бабу?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Довольно подробную информацию об этом можно прочитать в книгах о Руси европейских путешественников XVI века. Правда, сведения о местонахождении святилища Золотой Бабы достаточно противоречивы. К примеру, М. Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой «при проникновении в Скифию» . А вот С. Герберштейн в 1549 году, А. Гваньини в 1578 году и Д. Флетчер в 1591 году указывают, что он спрятан вблизи устья Оби.

В своих записках, сделанных во время путешествия по России, римский посланник Сигизмунд Герберштейн сообщает: «Рассказывают, а, выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи – это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже виден снова еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук, вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра» .

На одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками во главе с атаманом Брязгой статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

В 1961 году статую будто бы обнаружили в окрестностях поселка Юильск в верховье реки Казым, примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Но она оказалась не золотой, а деревянной, сверху покрытой серебром. Поэтому пошли слухи о подмене. Тем не менее, все, кто имел дело с идолом, умерли один за другим. Хотя понятно, что информация совершенно непроверенная… К тому же «Юильский идол» вскоре исчез.

Где сейчас таинственная Золотая Баба, если она действительно существует, неведомо. Может, идол спрятан в одной из потаенных уральских пещер в ожидании своего часа…

Золотой идол

https://ficbook.net/readfic/2597147

listokklevera (https://ficbook.net/authors/10561)

Беты (редакторы):

berlina (https://ficbook.net/authors/157167), Slavyanka (https://ficbook.net/authors/184574)

Фэндом:

Jared Padalecki, Jensen Ackles (кроссовер)

Жанры:

Слэш (яой), Романтика, Фантастика, Экшн (action), AU

Размер:

Макси, 99 страниц

Кол-во частей:

Статус:

закончен

Описание:

Дженсен с детства мечтал о приключениях и, когда в его руки попала карта сокровищ, тут же отправился за исполнением мечты, даже не догадываясь о том, какое сокровище он там найдет.

Посвящение:

kiraj, спасибо за замечательную заявку на мою любимую тему. Прости, дорогая моя, что это не ориджинал, но я пока так плотно сижу на этом фэндоме, что других героев не представляю.

Публикация на других ресурсах:

Это полное АУ, поэтому людям, незнакомым с данным фэндомом, можно читать как оридж, просто ГГ выглядят как названные актеры и кое-какие факты взяты из их реальной жизни, да простят они меня за это.

Предупреждение для Джаредотопов: сверху чаще Дженсен!

Атер Катта, спасибо за проверку 4-7-й глав!))

Обложка http://s019.radikal.ru/i604/1505/d3/2e84475af57f.jpg

от замечательной.sometime. http://ficbook.net/authors/1091855

Спасибо тебе огромное за такой подарок!!!

Глава 1

Пожалуй, смерть лорда Эклза, графа Суррея, тяжелее всего ударила по его среднему внуку Дженсену, самому любимому и самому любящему. В своем дедушке Дженсен находил настоящее утешение от семейных проблем, которые, естественно, не лежали на виду, а ощущались им с малолетства в холодности отца и занятости матери. Особой близости со старшим братом у Дженсена не сложилось, а младшая сестра вообще казалась инопланетянкой со своими девчачьими заморочками типа кукол и платьев; они выросли, но и через несколько лет приоритеты не сильно изменились. Теперь сестра болтала не о куклах, а о мальчиках, а брат - и так чересчур серьезный - стал еще серьезнее и скучнее и все глубже проникался семейным бизнесом, натаскиваемый отцом.

Поэтому было вполне естественным, что все свое детство Дженсен провел в замке деда в Суррее, а так как родители не стремились его туда сопровождать, а деду казалось, что ребенку в четыре года недостаточно только няни и водителя, для него наняли шестнадцатилетнего Генри Одли, сына кухарки. Так у Дженсена появился личный камердинер, чего не было даже у отца, все-таки не в девятнадцатом веке живут. Нет, в доме слуг было предостаточно, но камердинер – это же совсем другое, это словно живая волшебная палочка.

Оглядываясь на свои детские годы, Дженсен с удивлением отметил, насколько Генри сразу влился в его окружение, незримой тенью, а чаще зримой, присутствуя рядом. Вместо того чтобы, как все подростки, стремиться к общению со сверстниками, он все свое внимание и время подарил маленькому Дженсену, играя с ним, гуляя, развлекая, как только мог, помогая одеваться и даже укладывая спать, только вместо сказок рассказывая захватывающие истории про своего прадеда, тоже камердинера, Дживса. И лишь в одиннадцать лет, наткнувшись в библиотеке на серию книг Вудхауза о приключениях молодого английского аристократа Берти Вустера и его камердинера Дживса, Дженсен понял, откуда Генри черпал свои «правдивые» рассказы. До Дживса ему было очень далеко, Генри не отличался ни его умом, ни эрудицией, зато по преданности Дженсену он мог дать фору даже всей королевской гвардии, охраняющей королеву Елизавету.

У себя дед учил его всему, что могло пригодиться, по его мнению, внуку – выходцу из именитой, аристократической семьи. Он нанимал лучших учителей по множеству предметов, вплоть до верховой езды, фехтованию и боксу. Дженсен учился, катался вместе с дедом по заросшим вереском пустошам и холмам и читал. Он просто зачитывался книгами Луи Буссенара и Генри Хаггарда, сидя вечерами или непогожими днями в библиотеке, его любимым персонажем стал Аллан Квотермейн – джентльмен, охотник и любитель приключений. Дженсен представлял себя на Черном континенте в поисках сокровищ.

В один прекрасный день, в первый день весны, если точнее, дед велел оседлать их лошадей и с несколько таинственным выражением, что было неожиданно увидеть на его обычно невозмутимом лице, предложил прокатиться. Они доскакали до границы дедовых земель - небольшой речки, противоположный берег которой был покрыт нешироким, но протяженным леском. С удивлением Дженсен проследил, как дед завел коня в воду и по броду прошел на другой берег. Дженсен так же молча последовал за ним, недоумевая, откуда дед вообще мог знать о том, что тут есть брод. По одному ему ведомым тропам он провел Дженсена через лес, и они выехали на открытое пространство со стоящим на нем ярдах в пятистах от леса небольшим замком, о существовании которого Дженсен даже не подозревал.

Проскакав наперегонки до двора, выложенного серым камнем, они спешились, передав поводья подбежавшему конюху, их собственному конюху, который непонятно как здесь оказался. В замке, который лишь выглядел как старинный, а на самом деле внутри был совершенно современным, напичканным новейшей техникой и всеми мыслимыми удобствами, их встречали все те же знакомые лица. Дженсен, держа марку, удивления не выказывал, но на деда поглядывал вопросительно, тот улыбнулся уголками губ и сказал:

С днем рождения, Дженсен. Это тебе.

Спасибо, - поблагодарил Дженсен, не понимая, о чем речь.

Они прошли в кабинет, почти такой же, как в старом замке, где дед, нажав одновременно на два завитка в противоположных концах книжной полки, открыл тайник, оказавшийся вполне современным сейфом. Выставив код, он открыл дверцу сейфа и вынул папку:

Дженсен, здесь дарственная на эти земли и, соответственно, замок. Твои родители ничего не знают об этом приобретении, земля куплена на мои личные финансы, и этот дом построен тоже на них. Твой старший брат, как наследник, когда-нибудь получит замок Суррей, мне же хотелось, чтобы у тебя тоже был свой собственный дом и, что бы ни случилось, ты ни в чем ни от кого не зависел. Для обеспечения этого замка я открыл специальный счет на твое имя.