В каком регионе живут ассирийцы. Ассирийцы. Таинственные ассирийцы: религия и вера

Стоят (слева направо): Анна Хамбешая, Сергей Осипов и Даниэль Хамбешая; сидят: Мери и Михаил Хамбешая

АССИРИЙЦЫ

Михаил Хамбешая, его жена, брат и дети - о церкви, шнурках, плащах и гуталине, чистильщиках обуви, дискотеках и о том, почему ассимиляция ассирийцам не нужна

Ассирийцы — народ очень древний: непосредственными предками современных ассирийцев являются арамеи, которые впервые упоминаются в письменных источниках III тысячелетия до н.э. В России ассирийцы начали появляться с первой половины XIX века, но это были единичные случаи. Основная же масса ассирийцев переселилась в Россию после Первой мировой. В Москве ассирийская диаспора начала формироваться в 1920-е годы — первые московские ассирийцы селились во дворе бывшего Дворянского собрания на Большой Дмитровке. В дальнейшем ассирийцы предпочитали селиться компактно — жили в районах Арбата, Тверской, Патриарших прудов, Пресни и Тишинки, на Мещанской улице, в Замоскворечье. К середине 1920-х годов в Москве их проживало три с половиной тысячи. Основным занятием ассирийцев, не вполне владевших русским языком и городскими специальностями, была чистка обуви — эта сфера стала прочно с ними ассоциироваться, на рубеже 1940-1950-х годов в Москве была даже любительская футбольная команда

«Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев — говорят, довольно сильная. С появлением стационарных палаток они расширили ассортимент услуг и начали делать мелкий и срочный ремонт обуви. Ассирийские обувные палатки просуществовали почти сто лет и были ликвидированы только с приходом Собянина. Самым знаменитым ассирийским домом в Москве считался бывший доходный дом в 3-м Самотечном переулке, № 3, населенный исключительно ассирийцами. Здание, заброшенное и почти разрушенное в годы Гражданской войны, было восстановлено усилиями ассирийской общины. На день памяти святого Мар-Шалыты во дворе дома собиралось столько гостей со всего города, что приходилось перекрывать трамвайное движение по 3-му Самотечному переулку. Местные жители называли его «дом негров» — из-за смуглого оттенка кожи его обитателей. Большинство верующих ассирийцев— христиане-несториане. Часть принадлежит к дохалкидонской апостольской католической Ассирийской церкви Востока, есть также

католики и православные. В 1998 году в Москве на Дубровке усилиями ассирийской общины был построен храм Мат-Марьям (Девы Марии), представляющий одну из древних христианских традиций. Богослужение в храме ведется на сирийском языке (это диалект арамейского языка, на котором говорил Христос). На сегодняшний день этот храм является главным культурным и религиозным центром ассирийской общины Москвы. Согласно итогам переписи 2010 года в Москве проживают 2172 ассирийца.

Сергей Осипов

Врач, 65 лет

До Первой мировой войны ассирийцы в основном жили в районе своей исторической родины, Ассирийской империи, — это нынешняя Сирия, Ирак, Иран и юго-восточная часть Турции. Во время Пер-вой мировой войны они выступили против Османской империи на стороне России. И вот тут начались все беды: геноцид и все прочее — и они рассеялись по всему миру. Теперь живут и в США, и в Канаде, и в Западной Европе.

В Российской империи ассирийцы жили в основном в Закавказье. В Тиф-лисе еще до Первой мировой войны сформировалась мощная община: там действовали ассирийские церкви, даже было театральное сообщество организовано, в 1910 году состоялась первая премьера спектакля Мольера «Лекарь поневоле» на ассирийском языке. Равнинные ассирийцы, из Ирана, всегда считались искусными строителями — были лучшими мастерами альфреско, малярами, каменщиками, штукатурщиками. Все -ровные дома и в Тбилиси, и в Баку по-строили ассирийцы. Наш отец был из-вестным мастером альфреско: разрисовывал Театр оперы и балета в Баку, многие кинотеатры и т.д.

В результате так они там и осели, в Тбилиси, в Баку, где работали их отцы, прадеды. И продолжали заниматься в основном строительством.

А ассирийцы из юго-восточной Турции жили высоко в горах, они так и назывались — горские ассирийцы. Они были пастухами и не могли себе найти работу в Закавказье, поэтому они шли дальше на север — в 1920-е годы многие из них поселились в Ленинграде, в Москве, Воронеже, на Украине, частично в Краснодарском крае.

Так что в Москве в основном жили горские ассирийцы. А чем здесь могли заниматься пастухи? Естественно, они искали такую работу, которая была бы им доступна, которая могла бы прокормить. И массово занялись чисткой обуви. В 1920-е го-ды появились обувные лавочки по всей Москве и в Ленинграде. И они неплохо зарабатывали! Они же не только чисткой занимались, но и продавали шнурки, гу-талин. Я даже читал интервью с одним банкиром-ассирийцем (одно время его женой была актриса Алика

Ассириец — чистильщик обуви
на Театральной площади

Смехова), и он рассказывал, что когда учился в школе, отец ему давал на завтрак копеек 10-20, больше зарплата не позволяла. Зато по дороге в школу он подходил к своему деду, который чистил обувь на улице, и тот ему отсыпал пригоршню мелочи.

У горных ассирийцев близкое родство — семь колен. Вот, например, у Михаила Да-выдовича в семье было 10 детей, 5 братьев и 5 сестер. У равнинных не так, но тоже тесные племенные связи.

Мы — выходцы из Урмии, это северо-западный Иран. Бабушки и деды мои бежали оттуда в Первую мировую войну и с 1918 года жили в Тбилиси. Их там записали на русский манер: отца моего деда звали Иосиф, и мы стали Осиповыми.

В семье со стороны мамы было приня-то говорить по-русски, а в семье отца — только по-ассирийски. Школу я окончил русскую — это бывшая гимназия Левандовского, генерала русской царской ар-мии; там когда-то преподавал Павел Флоренский. Закончив школу в 1965 году, я поступил в Москве в медицинский институт. После армии защитил кандидатскую по лейкозу в Онкологическом институте им. Герцена. Лет 15 проработал в Кардиологическом центре академика Чазова. Защитил докторскую, руководил большим отделом. Стал ученым секретарем Экспертного совета по кардиологии при Президиуме Академии медицинских наук СССР. А в 1991 году, когда Советский Союз распался, наука как-то исчезла, и я стал заниматься практической работой: одно время у меня было издательство, мы выпускали медицинскую лите-ратуру; после этого организовали фонд «Клиника ХХI века». Все хорошо складывалось. Нам помогали и ЮКОС, и Альфа-банк. И очень помогала, находила спонсоров и так далее, супруга Касьянова Ирина. А когда он ушел с должности, некому стало помогать.

Сейчас я работаю врачом Театрально-го колледжа Олега Табакова. Ну я пенсионер уже, идти в науку бесполезно. А там настолько ребята отдаются этому искусству, что совершенно не думают о своем здоровье, такая у них бесшабашность, просто поразительно. Изумительные ребята.

Сейчас больше всего времени у меня уходит на театральную жизнь: директор нашего колледжа — одновременно директор МХТ им. Чехова. Он часто обращает-ся ко мне, если надо помочь кому-нибудь из артистов. Ну скажем, Евгений Миронов заболел, надо было срочно его поставить на ноги, а то спектакль горел.


Даниэль Хамбешая отрабатывает прием на тренировке по дзюдо

Ну и, конечно, всегда есть возможность по-смотреть прогоны, премьеры, так что все свободное время мы тратим на театр. Много с друзьями встречаемся. У нас уже 20-30 лет существует клуб выпускников Второго медицинского. Мы часто собираемся, отмечаем праздники. Наши ребята сейчас академики, профессора, доктора наук. Причем клубные дни — это клубные дни, женщин не допускают, только мужики. А специально для жен делаем отдельные мероприятия.

Дети мои юристы. Старший два года подряд входит в рейтинг лучших юристов России по версии газеты «Ведомости». А младший окончил юридический, работал в Министерстве сельского хозяйства РФ, в 26 лет уже был начальником отдела, но понял, что там много не заработаешь: нужно или воровать, или сидеть на зарплате. Поэтому он ушел в коммерческую структуру, и сейчас генеральный директор строительной фирмы.

У меня один внук пока, от младшего. Жены у них хорошие, одна москвичка, другая из Ярославля. Есть племянники: Анна — клинический ординатор, будем думать о кандидатской диссертации, а Даниэль учится в Финансовой акаде-мии при Правительстве РФ, с золотой медалью поступил.

Я уже 46 лет в Москве. И всегда, куда бы я ни приехал, меня тянет обратно в Москву. В 1991 году, когда Союз еще не распался, я впервые попал в Америку. Я уже был доктором наук, и у меня была возможность остаться в Америке, нью-йоркские ассирийцы меня тормозили. Но я понял, что жить там не смогу.

Наши родственники, которых мы там встретили, удивились, что мы сохранили свой язык. Вообще к ассимиляции я отношусь негативно — хотя это жизнь, явление времени. Евреи вот свой национальный язык, в общем, потеряли, а мы рассе-ялись по миру раньше, чем они, но до сих пор говорим на своем языке. Службы в церкви ведутся на том языке, на котором написано ассирийское Евангелие, — и мы этот язык понимаем. Есть диалек-ты, но основа одна, язык общий. Какая бы ни была ассимиляция, но мы живем со сво-им языком 2 600 лет, это что-нибудь да значит. Конечно, мы много общаемся с други-ми московскими ассирийцами. В начале 1990-х мы организовали ассирийский -конгресс, я был его вице-президентом. Сейчас каждое воскресенье приходим в ассирийскую церковь на Дубровке — там в основном и встречаемся.

Мери Осипова

Пенсионерка, 58 лет

Я до 30 лет жила в Тбилиси. Окончила там русскую школу, потом Политехни-ческий — я инженер-строитель, мосты и тоннели моя специальность. В 1984 году, в январе, замуж вышла, приехала сюда — муж раньше меня в Москве жил. Познакомили нас друзья. Муж тоже ассириец — родители этого не требовали, но мы сами старались. Муж тоже мог выбрать девушку другой национальности, но женился на своей. Для нас очень много значит наша культура, быт, обычаи, язык, об-ряды. Все это сказывается на крепости семьи.

В семье и с родственниками мы говорим на ассирийском. Отец и с детьми на ассирийском говорит, да и я тоже, но когда учеба идет, занимаешься с ними, помогаешь и хочешь не хочешь — начинаешь говорить на русском.

В еде мы придерживаемся всех тех обычаев, которые были в Грузии: Обувная палатка на Садовой-
Черногрязской улице
готовим и ас-сирийские блюда, и кавказские, грузинские. Долма и харисса — это же ти-пичная ассирийская еда. И хаш. У ассирийцев он с незапамятных времен был известен как ришатли, в переводе озна-чает «голова и ноги».

С продуктами у нас и в советское время не было проблем — из Тбилиси присылали и привозили полные сумки, — а сейчас и зелень, и приправы, все можно купить в Москве на рынке. Я хожу на Медведковский рынок — торговаться не торгуюсь, но общаюсь как постоянный клиент, мы знаем друг друга по именам, они мне все выбирают хорошее. Стоим, общаемся, сплетничаем. А недавно мы были на Дорогомиловском, я была ошеломлена — впечатление как будто на Тбилисском рын-ке нахожусь, море всего, разнообразие. Очень понравилось. Хотя продукты, конечно, не сравнить, наша молодежь не знает тех продуктов, которые виде-ли мы.

Друзей у меня больше ассирийцев, потому что я в Москве никогда не рабо-тала, круга своего не было. Разницы в общении в принципе нет, мы очень хорошо с русскими общаемся, просто я привыкла к своим.

Михаил Хамбешая

Пенсионер, 60 лет

Я родился в Западной Грузии, в городе Миха-Цхакая, который сейчас называется Сенаки. Семья была большая, я всех помню: дедушка, бабушка, два дяди, тети — все в одном доме жили, человек 17. Сапожничеством занимались, бабушка дома сидела, готовила, воспитывала, дедушка работал. Отец в конце 1950-х — начале 1960-х занимался торговлей, хоть это и был позор, заниматься спекуляцией. Был дефицит, и он привозил из России в Грузию лекарства. Его посадили за стрептоцид, дали 5 лет. Потом он тоже стал сапожником.

Кстати, в Тбилиси был грузинский ев-рей по кличке Чашка, который поставлял в Тбилиси любое лекарство. Нет в мире такого лекарства, которого нельзя было купить у Чашки. К нему даже члены ЦК ходили. И недавно я был в Тбилиси. Иду по району возле синагоги — и увидел аптеку, называется «Чашка».

Я в 1969 году закончил школу, поехал в армию, служил в морской авиации. А после армии, в 1975 году, приехал в Москву. Мне было 23 года. Смотрю, -возле большого фонтана, где Большой театр, крутятся евреи, торгуют. Надо было рисковать, но если купишь обувь и продашь за 2 рубля — хватит денег на 2-3 дня. Два раза меня поймали, дали по 72 часа, но не из-за спекуляции,
Ассирийский храм Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке а из-за прописки. Потом я женился. К сожалению, жена умерла в 1979 году. А потом я случайно поехал в Тбилиси, познакомился с Мери, и через два дня мы поженились и приеха-ли в Москву. До этого я знал Сергея — на Тверской была мастерская, в которой ассирийцы собирались, общались, в до-мино играли. Но я не знал, что Мери — его сестра. В 1985 году я закончил заочное отделение в инженерно-строительном институте. Появились дети. Я днем работал, а вечером бизнесом занимался: у грузинских евреев были знакомые в ГУМе, и мы заранее узнавали, что завтра будут финские туфли или сапоги, югославские плащи. И рано утром вставали в очередь, а потом продавали приезжим. Сейчас неудобно это слово сказать — спекуля-ция. А на зарплату инженера с голоду помрешь.

В первой половине 1990-х дела отлич-но пошли. Хотя бывало, что подставляли. Пытались перехватить бизнес друг у друга, подключали милицию, бандитов. Приходили жулики, требовали 30%. Это бросим, перейдем на другое — так получалось. Родственников было много, всем помогать надо. Я старший среди братьев, со мной все советуются.

Родителей мы похоронили здесь. Они тут очень страдали, хотели домой, но как их оставишь там, если им под 70 лет?

Я дома по-нашему говорил. Когда дети маленькие были, дома война была за то чтобы по-ассирийски говорить, — они все равно никуда не денутся от русского. Сейчас их не отличить от русских.

Даниэль Хамбешая

Студент Финансовой академии при Правительстве РФ, 21 год

Я всю жизнь провел в Москве. В 7 лет пошел в школу, в 8 на дзюдо. Уже ближе к 9-му классу я понял, что стоит идти на золотую медаль, чтобы были при-вилегии при поступлении. Я серьезно занимался спортом, но совмещать это с поступлением в серьезный вуз чисто физически было нереально. Поэтому в последнем классе я пожертвовал спортом, окончил школу с золотой медалью, поступил, куда и хотел, на «Финансы и кредит». После третьего курса выбрал специализацию — государственные и муниципальные финансы.

Сергей Осипов в своем врачебном
кабинете в Театральном
колледже Олега Табакова
Я со второ-го курса заинтересовался взаимоотношениями федерального и регионального уровня: начал анализировать эффективность бюджетных трансферов. Ведь ни для кого не секрет, что в Чечню, например, вливаются огромные средства, а отдача минимальная. Я себя сейчас вижу в двух сферах: в банковской и в области финансов. Это не обяза-тельно должна быть государственная структура, но такой вариант вполне -возможен — например, Министерство финансов или экономического развития. Но туда еще надо пробиться. Трудиться надо.

В Москве мне жаловаться не на что. Город большой, инфраструктура колоссальная, современная, отвечает всем сегодняшним потребностям, и моим в том числе. Никаких проблем в связи с национализмом я не испытывал. Одно дело, если ты выходец из Дагестана, из Чечни. Их в Москве много. А когда говоришь, что ты ассириец, возникает интерес. И можно рассказать про то, что несколько тысячелетий было такое государство. Люди слушают, им действительно интересно.

Мои друзья в основном русские. Са-мые близкие — со спорта. Раньше я считал, что еще есть школьные, институтские, а в беде познал, что те, с кем я об-щался только в спортзале, ближе тех, с кем я общался каждый день.

В клубы я не хожу, с этим строго: и родители ограничивают, и я не лю-битель ночами колбаситься. Я люблю тихо, спокойно посидеть с друзьями. Поесть роллы, попить апельсиновый сок, чай, пообсуждать спортивные темы. Музыка мне нравится разная, но больше такой клубный вариант — драм-н-бейс и треки к фильмам. В кино люблю жанр спортивной драмы, про бокс, бейсбол, — действительно за душу берут. И комедии. А читаю Lenta.ru, новостную строку на Mail.ru, Bankir.ru.

Анна Хамбешая

Хирург, 25 лет

Я детский хирург, врач-ординатор. Родилась в Москве, и друзья у меня все школьные. Мы все живем в одном райо-не, всегда рады видеть друг друга, новости узнаем, общаемся в социальных сетях. Ходим обязательно на выборы. А лучшие подруги — институтские, мы с ними теперь реже видимся, но темы у нас общие — рассказываем друг дру-гу про работу, про отделение, в театры ходим. Ходили на новую сцену в Боль-шой театр, когда основная еще не была открыта. Билеты дорогие, но можно показать старый студенческий билет и пройти за 20 рублей на любой спектакль, куда билет стоит чуть ли не 5 000, а потом пересесть поближе. Я посмотрела балеты Парижской оперы, премьеры «Утраченные иллюзии», «Отражения». Еще мы сходили с дядей Сергеем Георгиевичем на «Дом» Гришковца. Очень жизненный спектакль. На «Пиковую даму» ходили в Театр им. Вахтангова, на «Дядюшкин сон» с Владимиром -Этушем. Я не очень хорошо отношусь к современным постановкам, люблю, когда играют так, как написано в книге. А мой самый любимый актер — Александр Домогаров.

Еще хожу в кафешки, более доступные с финансовой точки зрения, — «Шоколадницы», «Кофеин». В клубы я не хожу, времени не хватает. Если время позволяет, я иду с семьей в общину. Другие молодые ассирийцы постоянно ходят на праздники, есть ассирийские дискотеки. Но я сама там не была, только на церковных праздниках. А с замужеством: ну если кто-нибудь найдет ум-ного взрослого ассирийца со стабиль-ной зарплатой и интересами — я соглас-на, найдите мне. А так не знаю, жизнь покажет.

Владимир Ханелис, Бат-Ям

Евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман...

Девять лет назад на проспекте Руставели в Тбилиси разговаривали двое мужчин. Сперва мне показалось, что на иврите. Но это был не иврит, хотя отдельные слова и короткие фразы я понимал. На проспекте Руставели Иосиф Эммануилович Иванов, президент Ассирийского международного национального конгресса Грузии встретился с Давидом Адамовым, вице-президентом этого конгресса. Разговаривали они по-ассирийски. Я подошел и заговорил по-русски.

Беседа наша во время прогулки по проспекту носила довольно сумбурный характер и, в основном, состояла из вопросов друг к другу: "Как у вас говорят?.. Как у вас называют?.. Как вы произносите?...". Потом мы поехали в квартал Кукия, или, как его называют старые тбилисцы, Айсоребис урбани (район ассирийцев). В нем проживают (напомню читателям, что встреча это произошла девять лет назад - В. Х. ) примерно 150 ассирийских семей, в том числе и семьи моих новых знакомых. Беседа стала более упорядоченной.

Сколько всего на свете ассирийцев?
- Во всем мире живут более четырех миллионов ассирийцев. На территории СНГ (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае), Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Украине - примерно 70 тысяч.

В каких странах живут ассирийцы и какая из общин самая большая?
- Самая большая община живет на земле наших предков - в Месопотамии, на территории современного Ирака. Ассирийцев там свыше миллиона человек. Часть из них расселена на севере страны, недалеко от Мосула, где когда-то находилась столица Ассирийского царства Ниневия, но большинство - на юге. Около миллиона ассирийцев живут в Сирии - многие сильно арабизированы. Кстати, один из основателей сирийской партии БААС Мишель Афляк был ассирийцем, христианином. В США живет до полумиллиона ассирийцев. Есть общины во Франции, Бельгии, Швеции…

Весь ваш народ исповедует христианство?
- Да. Есть православные ассирийцы, есть католики, но большинство - несториане.

Существуют ли всемирные организации, объединяющие ассирийскую диаспору?
- Существуют. Наша организация входит во Всемирный альянс ассирийцев, Его генеральный секретарь, бывший американский сенатор от штата Иллинойс Джон Нимрод недавно посетил с визитом Грузию. Активно работает в Альянсе и конгрессмен от штата Калифорния Анна Ишо. Недавно в Испании прошел 33-й съезд этого объединения.

Какие задачи ставят перед собой международные ассирийские организации?
- Сейчас во всем мире идет консолидация ассирийского народа. Поэтому главные текущие задачи - изучение языка, традиций, истории. Об этом много говорили на съезде в Испании. Но в исторической перспективе главная наша цель - возвращение ассирийцев на историческую родину.

Ассирийский "сионизм"? В таком случае Ираку придется потесниться…
- Наши старики говорят: "Берите пример с наших братьев-евреев". В Ираке существуют ассирийские политические партии. Например, Ассирийское демократическое движение. Его возглавляет Юнатад Кяна. На последнем съезде в Испании Альянс призвал эту и другие партии к сотрудничеству. Ассирийское демократическое движение входит в единый блок с Демократической партией Курдистана и Курдским демократическим движением. Этот блок находится в оппозиции к режиму Садама Хусейна (еще раз напоминаю читателям, что интервью я брал в 2001 году - В. Х. ). Он имеет и свои военные формирования, в том числе ассирийские, которые ведут борьбу с тоталитарной властью. Сегодня ассирийские отряды контролируют районы компактного проживания своих соплеменников - вокруг Арбиля (нашего древнего города) и Дохука. Интересно, что министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз - ассириец. Есть ассирийцы в парламентах Ирана и Сирии.


- От событий сегодняшних дней перейдем к делам давно минувшим. Куда вы - ассирийцы - увели десять израильских колен?
- Наша версия этого почти трехтысячелетней давности события такова: пленные евреи смешались с ассирийским народом, приняли его веру. Но случалось и ассирийцам принимать иудаизм. Елена, царица эллинистического государства Адиобена со столицей Арбиль, стала иудейкой. Один из великих ассирийских писателей и ученых носил имя Бар-Эбрей, что означает "Сын еврея". Семитские народы, а мы с вами к ним принадлежим, сильно перемешались… Во времена арабских халифов евреи и ассирийцы занимались одним и тем же - были учеными, врачами, банкирами, ремесленниками, советниками власть имущих. В те времена мы конкурировали друг с другом. Но евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман. Нас заставляли носить на шее огромные, полуметровые кресты, а евреев - изображение бычьей головы больших размеров. На Востоке стали метить одежду христиан и евреев. "Желтая звезда" - мусульманское изобретение. Наши исторические пути и судьбы очень похожи.


- Кому поклонялись ассирийцы до принятия христианства?
- Само название - Ассирия - происходит от имени бога Ашшура, Кроме него, у наших предков был еще целый сонм богов. Трое из них - Анну, Эйя и Энки - олицетворяли Землю, Небо и Подземное царство. Еще была богиня Иштар, или Эстер. И сегодня у ассирийцев встречается имя Эстер - так же Исраэль (Исро), Давид, Эммануэль и т. д. Ашшуру древние ассирийцы поклонялись еще примерно шесть-семь веков после разгрома Ассирийского царства, вплоть до первого века нашей эры и принятия христианства.

Существует интересная легенда о том, как ассирийцы приняли христианство. Царь города Урхе (Эдесса) Авгар в 31-32 году новой эры написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди евреев - народа Божьего, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса. Взглянув на него, царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года новой эры, ассирийцы приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.

Расскажите, пожалуйста, о трагедиях ассирийского народа в 1914-1916 годах и в 1933 году.
- До 1916 года ассирийцы компактно проживали на территории современных государств: Турции, Ирана и Ирака. Часто в тех же районах, в которых селились и армяне. С 1914 года турки и курды начали громить христианское население. По приблизительным данным, было вырезано примерно полмиллиона ассирийцев. Убивали всех - женщин, стариков, детей. После этих событий ассирийцы разбежались по всему свету… Те, кого спасли русские войска, оказались в Грузии, Армении и Азербайджане. Затем часть беженцев перебралась в Россию. Следует отметить, что сегодня ассирийские организации ведут упорную борьбу за то, чтобы мир признал факт геноцида нашего народа в 1914-1916 годах.

… Покинув горы Турции и Ирана, десятки тысяч ассирийцев направились в Месопотамию. Они создали боевые отряды "Леви", которые воевали на стороне англичан. Британцы использовали их в своих целях - отняли у Турции богатый нефтью Мосульский вилайет и присоединили его к искусственно созданному государству - Ирак. Ассирийцам, как и курдам, англичане обещали содействовать в возрождению национальной государственности. Но, говоря современным сленгом, "кинули" и тех, и других.

Нас "кормили" обещаниями до 1933 года. В этот момент мы были уже никому не нужны. Иракская пресса начала подстрекать народ к погромам. Наш патриарх Мор Шимон Ишайя приехал в Багдад и был задержан. В это же время иракские войска устроили резню в мирных ассирийских деревнях на севере страны. Снова погибли тысячи людей. Иракцы постарались скрыть от мировой общественности эти страшные события. Седьмого августа ассирийцы во всем мире отмечают День ассирийского мученика (Йома саадид Атурая). После 1933 года ассирийцы оказались лишними на своей земле. Был даже план переселить всех нас в Бразилию…


- Нас пытались переселить в Уганду…
- Если в древности и в средние века истории наших народов часто пересекались и переплетались, то на территории СССР в двадцатые и тридцатые годы они практически одинаковы. Большинство ассирийцев - как и евреев - с радостью приняли революцию. Но с конца двадцатых годов началось наступление власти на нашу религию, историю, традиции. Наших священников и национальных лидеров частично расстреляли, частично посадили. В 1937 году закрыли школы на ассирийском языке (только в Тбилиси их было три). Власти пытались наш древний алфавит заменить латинским. Во время Второй мировой войны тысячи ассирийцев воевали в рядах советской армии. Двум из них - Ладо Давыдову и Саргису Сархошеву - присвоено звание Героя Советского Союза. Ассирийцы сражались в рядах американской и английской армии, в партизанских отрядах Италии и Франции. В Месопотамии, как и в Первую мировую войну, были созданы отряды "Лави". Они воевали против пронацистского иракского правительства.

В 1947 году большая часть ассирийской общины, проживавшей в СССР, была выслана в Сибирь и Казахстан. По дороге и в первую же зиму погибло 25-30 процентов высланных. В 1954 году ассирийцам разрешили вернуться.


- Наверняка существуют ассирийские народные обычаи, песни, танцы, национальная кухня…
- Есть интересные свадебные обычаи. Жених и его друзья пытаются войти в дом невесты, но дверь придерживают ее родственники. Когда-то матери невесты нужно было заплатить за молоко, которым она вскормила дочь, - "Зуза д-халва д-ийма". (Человек, владеющий ивритом, легко поймет эту фразу - В.Х. ) Сегодня ей дают подарок.

Новый год у нас приходит весной. В апреле 2001 года по ассирийскому календарю наступил 6749 год. Ассирийцы, как и все семиты, - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Самый древний сборник кулинарных рецептов был обнаружен американским ученым-ассирологом в библиотеке Йельского университета (США). Глиняные таблички с записью рецептов относятся к 1700 году до нашей эры. Кухня древних жителей Месопотамии была изысканной и разнообразной. Наши предки любили густые супы, тушенные блюда. Все это сдабривалось приправами. Супы чаше всего варились с крупами, пивом, молоком и кровью животных. В почете были лук и чеснок. Современные национальные блюда: "ариса", ее готовят на Рождество из петуха, пшеницы и масла, "бушала" - блюдо из простокваши и зелени, "мартоха" - сладкое блюдо (я пробовал - очень вкусно - В.Х. ).

Господин Адамов, расскажите коротко о себе.
- Мне 27 лет. Родился в Тбилиси. Моя мать родилась в ссылке, в Сибири. Я студент-семитолог Института стран Азии и Африки при АН Грузии. Очень хотел бы побывать в Израиле и выучить иврит (c 2006 года Давид Адамов - президент Ассирийского Национального Конгресса Грузии - В. Х. ).


- Такой же вопрос я хочу задать и вам, господин Иванов. Кстати, откуда у вас, семита, славянская фамилия?
- У ассирийцев было два больших рода: Бен-Йонай и Бен-Йоханан. Всех их представителей царские и советские чиновники записывали Ивановыми. Я родился в 1954 году в Тбилиси. По профессии инженер-технолог. Хочу рассказать вам об одном казусе. В США меня познакомили с программистом Самуэлем Фоксом, религиозным евреем. Я начал говорить с ним на ломаном английском, но, к моему изумлению, он ответил на прекрасном ассирийском языке. Я пригласил его в Тбилиси. Он жил здесь месяц. Самуэль Фокс много лет изучает сложнейшие горские диалекты ассирийского языка.

Я вижу в этой комнате флаг…
- Автор эскиза нашего флага - инженер Джордж Бит-Атанас. В 1968 году эскиз был представлен 3-му съезду Всемирного союза ассирийцев и принят в качестве национального флага. Он вместе с другими флагами развевается перед зданием штаб-квартиры Организации не представленных организаций и народов в Гааге. В центре флага - голубая звезда с золотым диском. Диск олицетворяет солнце ("шемеш"). Волнистые полосы - синяя, белая и красная, расходящиеся от центра, обозначают три главные реки на родине ассирийцев - Тигр, Ефрат и Заб.

Вы надеетесь увидеть независимое ассирийское государство?
- Мы мечтаем об этом…

Герцль, предвестник нашего государства, сказал когда-то евреям: "Если захотите - это не будет сказкой".

P.S.

30 августа 2010 года в Москве скончался один из самых известных ассирийцев СССР, России и СНГ Михаил Юханович Садо - лингвист, семитолог, политический и общественный деятель. Он родился 9 июня 1934 года.. Его родители - ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции. Дед Михаила Юхановича, священник Исхак Садо, был расстрелян в 1938 году во время массовых репрессий против ассирийцев в СССР. Отец дважды отбывал тюремные заключения - в 1938 и 1948 годах. Дипломная работа Михаила Юхановича Садо "Современные ассирийские диалекты СССР (Барвар, Альбак и Гавар)". В 1964 году он вместе со своими единомышленниками Огурцовым, Вагиным и Аверичкиным основал подпольную антикоммунистическую организацию "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа". Был приговорен к 13 годам заключения строгого режима. Властями России до настоящего времени не реабилитирован. По возвращении из ссылки стал преподавателем классического иврита и арамейского языка в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а затем и ее профессором. С 2003 года, по свидетельству Интернет-сайта Атраньюс, Михаил Садо стал самым популярным ассирийцем в СНГ и бессменно состоял в списке 10 лучших.

Книга Владимира Ханелиса (Израиль)

"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ"

(Материалы к энциклопедическому словарю)

Стоимость книги:
в Израиле - 89 шек.;
в Европе, США и странах СНГ - $29.90 ;
в Австралии - 34.90 ам. долл.
В цену входит пересылка.

Для заказа обращаться:
V . Hanelis , Livorno str . 11 apt . 31,
Bat-Yam, Israel, 59644
Tel\fax - +972-3-551-39-65
E-mail -


Map of Syria Mesopotamia Assyria From The Atlas of Ancient Geography by Samuel Butler published London circa 1829. Карта Сирии, Месопотамии и Ассирии из Атласа античной географии Сэмюэля Батлера. Лондон. ок. 1829 года.

В VII веке до н.э. легендарный ассирийский царь Синнахериб , перенесший столицу государства в город Ниневия и возвративший в лоно Империи Вавилон, фигурирует в ассирийском тексте как «царь Сури».

Отбрасывание первой буквы слова «Ассирия» встречается в начертанных по арамейски текстах того времени. Подобная транслитерация священного для ассирийцев имени является результатом возросшего в Месопотамии влияния арамейского языка и его алфавитной письменности. В арамейском буква «Алеф» в начале слова могла не читаться, что провоцировало прочтение «Ассирии» как «Сирии» и вело к выпадению этой буквы как ненужной. Усечение первой буквы слова, начинающегося на «а» и потеря сдвоенности первого согласного звука - распространённое явление во многих языках. Подобные лингвистические процессы нашли отражение в двуязычной финикийско - лувийской (лувийский - язык хеттов) надписи VIII века до н. э. на монументе, раскопанном в Чинекее, неподалёку от города Адана (историческая область Киликия в современной Турции). В надписи топоним «Сирия» используется как равнозначный топониму «Ассирия», а Киликия , на которую распространялось название «Аххийава», упоминается как «Хийава». Это старейший из известных на сегодняшний день примеров синонимичного использования слов «Сирия» и «Ассирия», позволяющий говорить о зарождении параллелизма применения полной и усечённой форм одного топонима в многоязычной среде подпавшего под власть Ассирии региона финикийских, арамейских и хеттских княжеств, охватывавшего стык Южной Анатолии и Северного Заречья.

…сам термин «сирийцы» - ни что иное как усечённая форма слова «ассирийцы». Сирийцы были коренными жителями большой Сирии (Ассирии) - географического пространства, включавшего Северную и хотя бы частично Южную Месопотамию, а также Заречные области (Заевфратье). С утратой собственной государственности в условиях политической и конфессиональной разобщённости этническое самосознание сирийцев со временем стало более локальным. Западные сирийцы, проживавшие преимущественно в Заречных областях, то есть в Сирии в современном понимании, естественно и справедливо считают себя сирийцами, восточные же - и сирийцами и ассирийцами так как их часть Сирии - Месопотамия территориально совпадает с сердцем Ассирии и в их регионе сохранилась память о происхождении термина «Сирия» от топонима «Ассирия». Этнонимы «ассирийцы» и «сирийцы» употребляются в некоторых восточных языках как взаимозаменяемые.

С образованием в середине XX века государства Сирия даже учёные начали колебаться в вопросе корректности использования этнонима «сирийцы», а значительная часть ассирийской интеллигенции стала им попросту тяготиться. Вхождение в обиход политонима «Сирия» закрепило за арабоязычными жителями Сирии название «сирийцы», которое, как это не странно, редко ставится под сомнение, хотя страна официально именует себя Сирийской Арабской Республикой, а сами арабы издавна называют столицу Дамаск и управляемое из неё государство именем «Шам» , означающим «Левый» в противовес занимающему в арабской Мекка - центрической картине правое положение Йемену.

Цитаты по книге:

Зая И . История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии . М.: Маска, 2009. Страницы 22 - 23 и 274 - 275.

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.

Интересный народ - ассирийцы. "Ассирийцы" - это по-русски, а на иврите, ближе к оригиналу, имя этого народа звучит как Ассур. Если читать наоборот, то получается "Русса". Созвучен Ассур с Русью. Есть между ними какая-то таинственная взаимосвязь. Попробум её разгадать.

Начнём с происхождения этого народа. По Библии, Ассур - один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя (Быт 10.22). Все потомки Сима - это семиты. Русские же являются потомками Иафета, младшего брата Сима. Ной благословил Иафета тем, что Иафет будит жить с Симом в одном доме (Быт. 9:27: "да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых").

Значит, согласно Библии, Сим и Иафет живут в одинаковых шатрах, а, следовательно, ведут похожий образ жизни. (Тут мы не станем спорить с классиком марксизма, утверждавшим, что "бытие определяет сознание".) Собственно, так оно и было: далёкими предками восточно-славянских племён, которые потом стали Русью, русскими, были арийские пастухи-кочевники , а предками ассирийцев были семитские пастухи-кочевники .

Теперь взглянем на историю происхождения ассирийцев более внимательно.

Древние ассирийцы сформировались во II тыс. до н. э. из населения Северной Месопотамии — аккадоязычных общин, амореев. На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Важно подчеркнуть, что амореи жили патриархальными родами . (Как и арии.) А где патриархат, там и война. И действительно: в XVIII веке до н. э. амореи создали племенной союз гиксосов, который осуществил экспансию в Египет.

Ассирийцы , один из самых воинственных народов в истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, создали империю, простиравшуюся от Персидского залива до западных пределов Египта. Ассирия была первой в истории действительно универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей, в конце концов, хотя и на короткое время, весь древневосточный мир. Ассирия стала первой настоящей в истории империей, претендующей на мировое господство (первой "мировой" империей).

Что-то мне это напоминает... Тут есть аллюзии и на Третий Рим, и на Третий Интернационал, и песня слышится: "... но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней". Ассирийцы подчиняли себе покоренные народы путем массового вывоза из страны представителей ее элиты (аристократов, чиновников, ремесленников), лишая, таким образом, народ руководства и самостоятельности. Как тут не вспомнить знаменитые сталинские депортации и менее известные - Ивана Грозного? Титул же царей Ассирии звучал так: "царь великий, царь могучий, царь Вселенной, … царь царей…" В советской России были "вожди мирового пролетариата", тоже своего рода "цари Вселенной".

Из всех народов, в древности населявших Ближний Восток, ассирийцы были самыми безжалостными. Следует отметить, что по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли всё, что нам известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением, более того, даже законным. Весьма натуралистически, со всеми деталями они описывались летописцами и изображались художниками, прекрасно знавшими вкус своих заказчиков. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались естественным способом расправы и запугивания покорённых народов.

Страшное зрелище представляла собой местность, куда только ступала нога ассирийского солдата. Дома разрушены и сожжены, поля вытоптаны, сады и виноградники вырублены… Вот обычная формула из анналов ассирийских царей: „я окружил, я завоевал, я сокрушил, я разрушил, я сжёг огнём и превратил в пустыри и развалины“. Это не было пустой фразой. Известно, например, что один из предшественников Тиглатпаласара III, Салманасар II только за первые семь лет своего царствования стёр с лица земли более 900 населённых пунктов! И такие опустошения были произведены не на вражеской территории, а на земле, присоединённой к Ассирии. Разумеется, на территории враждебных государств опустошения совершались в ещё больших масштабах.

Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии "некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов». Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож, не заставлял ассирийцев отказаться от подобной демонстрации своей мощи. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище. «У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу». Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Но не только по отношению к другим народам существовала такая узаконенная бессмысленная изуверская жестокость, не имевшая больше места ни в одной древней монархии. Так, «до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в „руках мужа“, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца, доведённой до абсурда.

Интересные сведения приводит в своём ЖЖ skifos . Оказывается, двуглавый орёл, эта хищная "птичка", почитался как арийскими, так и семитскими кочевниками.

Вот, например, скифо-сарматский двуглавый орёл:


Бронзовая бляха с изображением двуглавой птицы, найденная при раскопках около села Поповка. Скифо-сарматский период VII век до н.э - III век н.э Источник: Ellis H. Minns. Scythians and Greeks: a survey of ancient history and archaeology on the north coast of the Euxine from the Danube to the Caucasus. Cambridge University Press, 1913 - р.178.


Бронзовый колокольчик с изображением двуглавого орла из конного погребения № 8 Красномаяцкого могильника.