Бухта провидения на карте. Бухта провидения на чукотке. Чукотка. Бухта провидения

«Бухта Хед и другие англицизмы»
Название бухте Провидения дал английский мореплаватель Томас Мур в 1848 году, когда его корабль, попав в жесточайший шторм в Беринговом море, случайно обнаружил спокойную гавань, в которой и провел зимовку 1848-1849 гг. Бухта Провидения представляет собой фьорд с несколькими бухтами: Пловер, Эмма (Комсомольская), Цветок, Хэд, Марково, Всадник. Сам поселок Провидения расположен в бухте Эмма, названной в честь дочери капитана Мура. Существует легенда, согласно которой Эмма не вынесла долгой зимовки и скончалась от цинги. Ее похоронили на одной из сопок. На могиле установили деревянный крест, который видели еще в 70-х годах 20 века. Была ли это могила дочери капитана Мура доподлинно не известно, но известно, что бухту посещали мореплаватели еще задолго до Томаса Мура. Право европейского открытия бухты вероятнее всего принадлежит боярскому сыну Курбату Иванову в 1660 году.В первой трети 18-го века бухту посещали корабли Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Джеймс Кук во время своей Северной экспедиции также побывал в спокойных водах бухты Провидения. Сюда же заходили и американские китобои в 19 веке. Во второй половине 19-го века русское правительство озабоченное проникновением американских промышленников в территориальные воды Российской империи издает циркуляр о пограничном патрулировании русских северных вод. Ежегодно к берегам Чукотки направлялись военные клиперы и шхуны, которые наряду с пограничными функциями занимались исследовательской работой. Эта страница русской военной истории нашла свое отражение на карте Северо-Востока России: бухта Всадник, названная в честь клипера «Всадник», Сенявинский пролив - в честь адмирала Сенявина, мыс Чаплина - в честь мичмана Петра Чаплина, участника экспедиции В.Беринга, мыс Пузино - в честь контр-адмирала О.П.Пузино и т.д.Прибыв в Провидения у меня не было четкого плана действий, куда бы мне хотелось съездить. Точно я знал одно, что в самом поселке я хотел бы провести, как можно меньше времени. И уже через день мне представился случай, отправиться в бухту Хед на рыбалку.Название свое бухта получила от английского слова «Head» - голова, на которую была похожа вершина одной из сопок. Сейчас этой вершины уже нет. У эскимосов эта бухта называлась Нанылъкук - конечная бухта.
Стояла обычная провиденская погода - низкий туман, воздух пропитан мельчайшими частицами влаги, почти полное безветрие. До бухты Хед от Провидения чуть более 15 км., из них по дороге 10. Оставив мотоцикл «Урал» возле дороги и нагрузив на себя мешки с резиновой лодкой, сетками и едой пошли по берегу бухты. Отсутствие дороги объясняется наличием в нескольких местах скал, которые упираются прямо в бухту.В советское время военные периодически взрывали скалы и по отливу, на грузовых машинах, можно было здесь проехать. В настоящее время природа взяла свое и осыпи с ближайшей сопки полностью перерезали путь автотранспорту.
Дойдя до бухты мы решили, что не рационально тащить на себе лодку если на ней можно плыть. Один из нас должен пересечь бухту (шириной чуть меньше километра) на лодке, а другой будет ее огибать по берегу. Я оказался другим. В детстве я ходил в этих местах без малейшего страха, уходя с другом на несколько дней в тундру без ружья. Сейчас же перед выездом отец рассказал пару напутственных историй о том, как много в последнее время у них развелось медведей. На мою просьбу дать ружье отец несколько удивленно спросил: «А зачем оно тебе?». И в самом деле, зачем, после таких историй? Вобщем обходил я бухту пристально всматриваясь в кусты и бочки, которые, мое воображение ловко превращало в медведей. «Хорошо Вадику, на лодке то нечего бояться» - думал я ускоряя шаг. К балку на противоположном берегу мы пришли почти одновременно. Я еще удивился, как лихо Вадик орудует веслами, прям олимпийский резерв. Вадик же выпрыгнув из лодки молча за минуту выкурил 2 сигареты до фильтра и только потом произнес: «обратно я пойду по берегу». Оказывается пока я шел по берегу и «боялся» медведей, он тихо-мирно плыл на лодке, как вдруг: «Слева что-то начало фыркать. Поворачиваю голову и вижу метрах в 20 от меня стадо моржей. Усища во! И На меня смотрят. И фыркают. И ведь что у них там на уме не понятно.». В ход пошла третья сигарета.
Перекусив мы поставили сетку и отправились смотреть окрестности. Вернее мне хотелось дойти до правого входного мыса в бухту. На этой стороне я не был. Была и еще одна причина. В 50-70-х годах в этой бухте была перевал база подводных атомоходов. Говорят, даже рассматривался вопрос о строительстве здесь базы подводных лодок. Впрочем, следов военно-морского пребывания мы не обнаружили, за исключением металлического троса. Конец его был завален камнями, а сам он уходил в воду. Толщиной этот трос был сантиметров 10-12.
Дойдя до правого входного мыса я решил слазить на вершину сопки, чтобы сделать панорамные снимки.
У эскимосов есть поверье, что люди иногда превращаются в камни. Взбираясь на сопку в эти предания очень даже легко поверить. Скалы-останцы, действительно в профиль напоминают людей и пеликенов - чукотских божков.
Рыбалка в Хеде не увенчалась успехом - 1 голец, за два дня.
Наученные горьким опытом, возвращались мы по суху, т.е вокруг бухты. Однако обогнув бухту решили не насиловать спины и снова накачали лодку. «Поплывем вдоль берега. Чтобы если что успеть выпрыгнуть на берег». Грести решили по очереди. Вадик снова на веслах я иду по берегу. Погода - полный штиль. И вдруг, как в том мультике: ой, а что это бумкнуло?. Метрах в 15 от лодки что-то с огромной силой стукнулось о воду. Нужно было видеть лицо Вадика. Мне показалось, что от такой интенсивной работы веслами у него быстрее порвутся уключины, чем он доберется до берега. До которого было еще добрых 50 метров. Что бумкнуло мы не видели, видели только брызги. Вадик гребет материться, я умираю со смеху. Догрёб. Снова 2 сигареты одна за другой. Что там было понять не можем: может морж, может касатка. Моя очередь грести. Я иду в 5 метрах от берега. Все тихо. Скоро мы поняли, что это было. По кильватеру метрах в 15-20 от нас плыл лахтак (морской заяц), прелюбопытнейшее существо. Мы его спугнули и он с шумом сделав пируэт плюхнулся в воду. А теперь плыл за нами и наблюдал.
Более никаких приключений не было и мы через час уже въезжали в поселок Провидения.

Бухта Провидения (Чукотский автономный округ, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одно из красивейших мест на Чукотке с одним из лучших краеведческих музеев края - пожалуй, достойный повод посетить бухту Провидения во время своего романтичного путешествия по суровому, но прекрасному полуострову. Да и название у бухты - под стать, манит древними тайнами и загадками. Именно здесь вставали на зимовку, опасаясь бушующих штормов, суда, и получали надежную защиту, кров и приют.

Как добраться

В бухте Провидения есть совсем небольшой, но международный аэропорт, расположенный рядом с посёлком Урелики, что на южном (то есть противоположном от посёлка) берегу. Аэропорт принимает регулярные рейсы из Анадыря авиакомпании «Чукотавиа», а также чартеры из американского Нома (Аляска). Добраться до центра бухты Провидения можно на автобусе, который в том числе курсирует по поселку.

Если верить легенде, то причудливо изрезанную бухту в Анадырском заливе Берингова моря открыли в 1660 г. во время научной экспедиции к мысу Чукотский. Однако название у этого живописнейшего места появилось почти два столетия спустя.

Абзац истории

Если верить легенде, то причудливо изрезанную бухту в Анадырском заливе Берингова моря открыли в 1660 г. во время научной экспедиции Курбата Иванова к мысу Чукотский. Однако название у этого живописнейшего места появилось почти два столетия спустя, когда в 1848-1849 гг. английскому судну «Пловер» под командованием капитана Томаса Мура пришлось встать здесь на якорь и пережидать суровую местную зиму.

Корабль вышел на рейд из британского Плимута в январе 1848, и крейсировал по Берингову морю в поисках потерянной экспедиции Франклина.

Бухта стала их спасением, ведь штормовой ветер и непогода подкрались быстро и неожиданно, и лишь самим провидением им был послана эта тихая и уютная гавань буквально в считанные дни от гибели. Название, что понятно, поддержала вся команда - бухта Провидения обрела свое новое имя.

И далее с этого самого момента здесь периодически останавливались на зимовку, для встреч или кратковременного отдыха китобои и купцы на протяжении 19 и начала 20 веков. Увы, не все относились к местному населению, скажем так, аккуратно. В 1875 г. русский клипер «Гайдамак» под командованием Сергея Тыртова намеренно бросил якорь в бухте, дабы обеспечить госмонополию на прибрежную торговлю. Он распространил среди местных чукчей листовки на имя иностранных купцов, после чего направился на север в Залив Лаврентия, где нашел купеческий корабль «Тимандра» из США, занимавшийся обменом моржовой кости на алкоголь у местного населения.

Одноименный поселок в заливе появился гораздо позже, лишь в 1937 г. было принято решение о строительстве порта. Спустя всего три года с того момента надежная гавань уже была открыта и готова принимать груз у стенки первого причала.

Во времена своего расцвета, когда порт не останавливал работу буквально ни на минуту, а водная гладь напротив поселка была полна огромных сухогрузов, в бухте Провидения проживало более 7 тыс. человек. Сегодня нет и половины.

География и климат

Ширина бухты Провидения достигает внушительных 8 км в начале, сужаясь к своему основанию, а вот длина, измеренная вдоль средней линии, насчитывает свыше 34 км. Максимальная глубина - около 150 м, но при входе в бухту она не превышает 35 м, поэтому с мая по октябрь вода полностью или частично свободна ото льда.

Внутри бухты находится еще несколько мелких заливов и гаваней, но поселок и аэропорт находятся в Комсомольской бухте. Крутые берега Провидения представляют собой красивейшие обрывы и сопки высотой около 600-800 м.

Что посмотреть

Главное достоинство поселка бухта Провидения (не считая фантастической природы вокруг) - это Краеведческий музей, в котором можно узнать практически все о жизни местного населения - чукчей, эвенков, эскимосов. Он небольшой, но коллекция его уникальна, как и люди, что работает в его стенах. Услышать более интересные рассказы об этом суровом крае, нежели в стенах «провиденческого» музея, едва ли представится возможным.

Обратите внимание на стоимость сувениров - она зачастую указана в долларах, что совершенно не удивительно: сюда часто заходят американские круизные лайнеры из Аляски.

Чукотский полуостров изобилует заливами и бухтами, однако одна из них стоит особняком – Бухта провидения. Название полностью соответствует бухте из-за постоянных туманов, которые накрывают ее чуть ли не круглый год и местные воды бухты покрыты плотной пеленой, через которую трудно что разглядеть. Местные жители давно уже к этому привыкли, а вот приезжему гостю это покажется большой диковинкой. Однако названа она не из-за туманов, но об этом позже.

Такое удивительное явления образуется из-за вытянутой формы бухты. По длине она вытянута на 34 километра, при этом в ширину всего 4км, при этом окружают бухту Провидения крутые и обрывистые берега, достигающие в высоту 800 метров. В итоге получается своеобразная природная труба, благодаря чему здесь и образуются постоянные туманы. Но несмотря на это, место это имеет очень важное значение на северном морском пути благодаря тому, что здесь море свободно от льда дольше, чем в других местах, с мая по октябрь.

История открытия

Первый кто посетил эти места был Курбат Иванов, который считался приемников Семена Дежнева в освоении этих мест. Экспедиция Иванова достигла этих мест в 1660 году, однако как и многим открытиям Дежнева, должного значения этому событию не уделили, хотя бухта была идеальным местом для строительства северного порта и опорной точки на северном торговом пути. Свое название бухта получила лишь спустя два века в 1848 году. В том году в этом районе курсировал корабль в поисках экспедиции Франклина и в октябре было принято решение зимовать в этих местах, глубокая бухта была идеальным местом для перезимовки и последствии Англичане назвали ее бухтой святого Провидения. В следующие сто лет в регионе велась скрытая торговая война. Россия боролась за свои монополии в торговле местными товарами и как могла защищала от заезжих американских гастролеров, которые меняли меха и моржовую кость на виски. В бухту периодически заходили легкие клиперы и арестовывали американских торговцев, но это мало кого останавливало, ведь торговые экспедиции были сверхприбыльными.

По настоящему осваиваться бухта начала лишь в конце 30-ых годов году. В 1933 году сюда приехала комиссия и разработала проект строительства порта. Строительство шло ускоренными темпами и после ВОВ здесь уже стоял небольшой городок в две тысячи населения, а населения всех поселков бухты достигало 5 тысяч человек. В настоящее время эти места опустели и здесь осталось в большинстве своем только местное население.

Поселок Провидение

Чукчи уже очень давно облюбовали данные места, однако о полноценном городе на берегах бухты провидения задумались лишь в 30-ых годах. Совсем небольшой опорный пункт появился в 1928 году, и это лишь был склад с углем для проплывающих мимо судов. Начиная с 1933 года постепенно строились дома и порт, а спустя четыре года в 37-ом здесь началось массовое строительство. Полноценно функционировать поселок начал после войны, и его население достигло 2 тысяч человек.

Очередной скачек поселок пережил в 50-ых 60-ых годах, когда противостояние с Америкой набрало максимальный оборот. В эти места переквартировывались военные части, что привело к резкому скачку населения и был даже план строительство города на 12 тысяч человек, однако ему так и не суждено было сбыться. Но даже несмотря на это население превысило 5 тысяч человек, а поселок Проведение стал одним из крупнейших на Чукотке.

С развалом союза произошел и развал поселка. Военные уехали, остались в большинстве своем местные. С 1994 по 2002 года вообще не велось никакого строительства, а местное население постепенно уезжало на «большую землю» и казалось вскоре поселок исчезнет с карты России, но этому не суждено было случится и последние десять лет поселок постепенно восстанавливается, повсеместно был полностью произведен капитальный ремонт, возводятся новые здания. Но поселок Привидения уже вряд ли когда-нибудь станет таким большим как и раньше, а лишь останется опорной важным портом на северном морском пути и местом промысла.

Туризм

Как военная точка на карте России поселок уже вряд ли восстановится, а вот как экзотическая туристическая точка вполне может быть. В последние время туристов все больше влекут самые необычные места на планете, например экскурсия к северному полюсу стоит огромных денег, при этом нужно отстоять в большой очереди, чтобы получить заветный билет на рейс. Бухта провидения так же является краем земли с нетронутой северной природой, настоящий природный музей, почти как другая планета. Сам поселок пока малопригоден для туризма, в нем есть небольшой музей истории края и все, однако его можно развить как необычную туристическую точку мира.

Источник: rus-globus.ru



Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Ночь была достаточно тёплой, дул несильный ветер. От мыса Чаплино шли по маячным огням, которых здесь много – навигация отменная!

Рано утро миновали косу Пловэр, перегораживающую чуть ли не на половину вход в бухту Провидения, вышли на связь по рации с пограничниками и портом. В порту нас ждали и очень по-доброму и участливо подробно нам подсказали заход и место стоянки.

В семь утра мы пришвартовались к СПА, экипаж которого был тоже очень приятен и приветлив. Здесь же уже были молодые офицеры-пограничники. После пограничных формальностей рассказывали о нашем путешествии. Время еще было раннее, да и воскресенье. О своем заходе мы сообщили накануне, но время прибытие плановое указали 12-14 часов. Чтобы никого не будить и не ставить на уши, решили дождаться хотя бы девяти – начала десятого.

Кто-то дремал, кто-то общался, кто-то занимался мелкими бытовыми вопросами. Погода с утра пасмурная, поэтому и едва ли не самая красивая бухта на Чукотке тоже выглядит хмуро.


Сам поселок Провидения вросший фундаментами домов в сопку с достаточно крутыми склонами вызывает неоднозначные впечатления. Этакая смесь бодрого и жизнерадостного Певека замешанного с унылым Тикси. Часть домов яркие и разноцветные (оказалось потом, что даже не покрашены, а облицованы разноцветным полимерным материалом, который значительно долговечнее краски).

Часть серые, заколоченные наглухо. То там, то сям виднеются серые пятна полуразрушенных старых зданий промышленного назначения. И в тоже время, на высоком отроге на краю поселка удивительно красивое двухжтажное здание в стиле северной Скандинавии (оказалось – декорация к фильму «Территория», который не так давно здесь снимался).

Связь мобильная была, а вот интернет не хотел работать ни в какую. К слову, мегафон-интернет так и не заработал в этот день, и поэтому плакали наши планы по отправке материалов – везем дальше, теперь уже, наверное, до Эгвекинота.

В начале десятого звоним главе Провиденского района Сергею Шестопалову. Он уже на ногах, в курсе, что мы пришли и обещает быть совсем скоро. Буквально минут через десять на палубе СПА знакомимся с главой – добродушным, приятным и веселым мужчиной. Быстро обговариваем наши планы, и чтобы не стоять на ветру, нам предлагают продолжить общение в каюте гостеприимного экипажа СПА. Оттуда Сергей делает ряд коротких звонков, в это же время Волобой общается с капитаном СПА по метеопрогнозам. У капитана оказывается очень хорошая и детальная карта прогноза по ветру, которая для нас весьма важна.

Минут через десять-пятнадцать подъезжает «буханка» и экипаж «Андрея» первый рейсом увозят в гостиницу. Еще через десять минут и мы уже в машине едем туда же. Очень уютная гостиница с достаточно свежим ремонтом и всеми благами цивилизации – такой хостел европейского уровня. Здесь нас уже встречает и суетится хозяйка. Все расселены, и уже по минутам расписана наша программа на сегодня:
11.30 – Баня
14.00 – Музей
15.30 – Выезд в национальное эскимосское село Новое Чаплино, встреча в школе, концерт, общение.

Если мы все это успеваем и остаемся живыми – встреча в клубе Провидения с местными жителями. Если завтра не уходим утром дальше, то в 10 утра встреча в Администрации, а дальше – посмотрим.

План нас абсолютно устраивает, но сразу честно говорим, что утром уходим безоговорочно, так как прогноз пока хороший, но дальше ко второй половине недели ухудшается. Дальше действуем по плану. Понимаем, что со временем напряжёнка – перед баней бежим в магазин, чтобы купить что-нибудь на обед и немного дозакупить свежих продуктов на кочи.

В 11.30 мы уже в бане. Баня общественная. Но, какая! Чисто, уютно, просторно, отличная парная, комната отдыха со столами – в общем, казалось бы, ну баня и баня…. Нет, ничего подобного! БАНЯ!!! Наверное, на материке не понять этого. Так как в баню ходит не так много народа и не так часто. Те, кто ходят в Москве и ценит по-настоящему баню – ходят в Сандуны. Ну, так или иначе, есть разные бани и сауны, которых великое множество с непонятным форматом (то ли баня, то ли «заодно и помыться»). Но, вот общественную баню в таком отличном состоянии и замечательной банной культурой (завсегдатаи, общение, традиции), которая все больше утрачивается, встретишь не часто! А, уж, что такое баня для нас, путешествующих вот уже пятьдесят дней по воде, и вообще говорить не приходится! Была очень хорошая баня в Певеке. Но, она была не формата «общественной бани».

В общем, восхищении нашим не было предела и все два часа мы были безмерно и беспредельно счастливы! Попутно рассказали местным парильщикам о нашей экспедиции – чего время то зря терять – вот они отличные неформальные встречи!
Отвесив миллион поклонов хозяйке, торопимся быстро перекусить и в музей.

МУЗЕЙ! И снова шок! Мы в нокауте! Два этажа настоящего краеведения! Отлично построенная экспозиция по залам, очень богатая коллекция экспонатов – во всем видно мастерство и профессионализм помноженные на вложенную душу коллектива музея!


Наш экскурсовод и старший научный сотрудник Игорь Александрович, которого мы просто заваливаем вопросами, отвечает на все, успевая между ними еще очень много обо всем рассказать.
Особенно впечатляет археологическая коллекция музея!

Из графика выбиваемся напрочь, так как не можем остановиться в расспросах. Беседа продолжается здесь же, но уже в административном кабинете за чаепитием с множеством всяких вкусностей! Но, понимаем, что дальше школа в Новом Чаплино и нас там ждут! Игорь Александрович охотно вызывается поехать с нами и продолжить общение в дороге!

Василий Митрофанов

Бухта Провидения

Каково жить в Арктике и рассекать по тундре на снегоходе

– Порой мне не хватает общения, хочется просто с кем-нибудь поговорить. На Чукотке вообще очень мало людей. Можно целый день ехать на мотоцикле и никого не встретить. Меня, в принципе, это устраивает, я привык путешествовать один. Иногда за несколько дней поездки не произносишь ни слова, а сам с собой я не люблю разговаривать.

На Чукотке я живу с двух лет, можно сказать, всю жизнь, а родился в Красноярском крае, на полуострове Таймыр. Это тоже Крайний север. В общем, всю жизнь живу в Арктике. Возможно, поэтому моё место жительства кажется мне идеальным. Я, например, когда бываю в отпуске, в больших городах чувствую себя неуютно от всей этой суеты вокруг. Мне хочется быстрее вернуться домой, на Чукотку.

Дома почти не встретишь неместных. Туристы бывают, конечно, но в основном иностранцы на круизных судах заходят: бродят толпами по посёлку несколько часов и дальше плывут. Обычному туристу, думаю, очень проблематично попасть на территорию Чукотки. Во-первых, это погранзона, а во-вторых – очень дорого. Самолет – не самый дешёвый вид транспорта. Летают они сюда из Анадыря: раз в месяц зимой и раз в неделю – летом.

Моё главное увлечение – поездки на мотоцикле. Люблю лазить по горам, гулять в одиночестве по тундре и бывать в заброшенных, мёртвых городках, которых у нас хватает ещё со времён "железного занавеса". На нашей стороне бухты расположен посёлок Провидения, а на противоположной – Урелики, мёртвый и заброшенный военный городок. Я бываю там часто, просто брожу по пустым улицам, смотрю в зияющие, разбитые окна зданий.

Этой осенью осматривал местную школу, здание находится в совсем удручающем состоянии, хоть фильм ужасов снимай: повсюду битое стекло, с потолка капает вода, по коридорам гуляет ветер. Я знаком с некоторыми выпускниками этой школы, это уже взрослые люди, иногда они приезжают в свою школу, но даже не могут собраться в родном классе. Они сидят во дворе, жарят шашлыки и сетуют о том, что встречу выпускников теперь приходится проводить на улице, так как от родной школы остались лишь стены.

Раньше я не боялся бродить по заброшенным зданиям, а теперь чувствую страх. Кажется, будто в этих домах есть что-то живое, поэтому я совсем перестал заходить в темные помещения: подвалы, длинные коридоры и комнаты без окон. Но меня манит в эти дома, я люблю бродить по местам, у которых нет будущего: бывать в старых охотничьих, рыбацких домиках.

Мне всегда интересно в путешествии вдруг найти в тундре старый домик геологов. Люблю читать надписи на стенах. Например: «Андрей Смирнов. Чукотка. Лето 1973». В моей голове сразу возникают вопросы: "Кем был этот Андрей? Что он делал на Чукотке в 1973 году? Как сложилась его дальнейшая судьба, где он сейчас?" И так далее. Это всё волнует и интересует меня безумно.

Активное строительство посёлка началось в 1937 году. Сюда прибыл караван судов предприятия "Провиденстрой". В первую очередь нужно было возвести порт. В конце 1945 года Камчатский обком ВКП(б) принял постановление о создании в Чукотском районе рабочего посёлка Провидения. Посёлок продолжал быстро развиваться, сюда были передислоцированы воинские части. Первое общественное здание, столовая, было построено только в 1947 году.

Из воспоминаний Людмилы Адиатуллиной , г. Пермь:

- Мой отец, Бородин Василий Андреевич, дошёл до Праги в годы войны. Потом его часть погрузили в эшелоны и через всю Россию отправили на Дальний восток в Бухту Провидения, где он прослужил ещё пять лет.

Было очень трудно, два года они жили в палатках-шестиклинках, среди скалистых каменных сопок. Нары делали из камней, сверху клали олений мох. Четверо спали, а пятый топил буржуйку. Утром иногда волосы примерзали к палатке. Снегом заносило этот палаточный городок, люди откапывали друг друга, делали из бревён пищеблоки, офицерские домики, оборонительные сооружения и даже дороги.

На второй год завезли мало топлива, и чтобы не замерзнуть, военные разыскивали карликовые березки, выдирали их с корнем; кололи кирпичи и замачивали камни в бочках с керосином. Этим уже топили печки. Хорошо, что чукчи подсказали, что недалеко от расположения части были угольные шахты, разработанные американцами. Когда их попросили уйти оттуда в 1925 году, они взорвали всё и засыпали землей. Солдаты заново разрабатывали эти шахты примитивным способом, носили уголь за 30 км в рюкзаках, на лыжах. И всё-таки выжили.

Потом уже ездили на собаках и оленях, арендовали их у чукчей. Снег пилили пилами, возили на санях и делали из этого воду. Только на третий год стали строить солдатские казармы из деревянных брусков. Казармы были большие, на дивизион. Строителей среди солдат не было, но жизнь всему научила. В 1950 году в сентябре всех демобилизовали. Семь лет они не были дома: два года – на войне и пять лет – на Чукотке.

Сам посёлок Провидения – обычный северный портовый городок с памятниками разрухи девяностых, плохими дорогами и добрыми, отзывчивыми людьми. Некоторые приезжают сюда просто заработать «северную» пенсию и свалить. Красоту Севера они не понимают, это для заезжих – холод, снег и камни. Кто-то, наоборот, без ума от гор, северных сияний, китов, и прочей романтики. Я отношусь как раз к таким людям.

Все самое интересное находится за пределами нашего поселка: база морских охотников, кладбище китов, остатки военных объектов, древние стоянки эскимосов, горячие подземные источники. Летом я выезжаю к океану на мотоцикле постоянно, люблю везде ходить, забираюсь на сопки, брожу по неизведанным местам.

А на каких животных можно наткнуться! Я видел: китов, тюленей, волка, бурых и белых медведей, лису, песца, росомаху, зайца, евражку, горностая, лемминга и кучу разнообразных птиц. Опасны для человека только медведи и волки. Ружьё, я думаю, конечно, не лишняя штука в тундре, да и просто в дикой природе, но уж так вышло, что я всю жизнь обходился без него. Может, везло, просто если я и натыкался на медведей, то всегда был на транспорте, на снегоходе или мотоцикле. Но если путешествовать пешком, то, лучше взять ружьё или хотя бы ракетницу: петарды какие-нибудь, чтобы отпугнуть хищников.

Однажды я наткнулся на обломки самолета. Ехал как-то вдоль берега озера и увидел что-то склоне сопки. Забрался – оказалось, что это самолёт "ЛИ-2". Он разбился тут в семидесятых. Внизу я увидел памятную табличку и знак. Ещё много обломков самолетов можно найти на территории военных объектов. Всё это осталось ещё со времён советской армии.