Реки в Париже. Река Сена. Бьевра - исчезнувшая река Парижа. Реки Франции: описание и характеристика Основные притоки сены

(Seine) длинной 776 км, берёт своё начало на востоке Франции в провинции Бургундия (Bourgogne). Протекая по северофранцузской низменности (Парижскому бассейну), она в районе Парижа делает многочисленные извилистые повороты. Впадает она в бухту пролива Ла-Манш вблизи города Гавр. В Сену впадают несколько притоков, главные из них: правые — Марна, Об и Уаза, левый – Йонна. Водный бассейн в основном пополняется за счёт дождей и с ноября по март происходит подъём воды.
Сена всегда была душой и сердцем парижан, начиная с тех времён, когда кельтские племена паризеев (от имени племени происходит название столицы Франции) в середине III века до нашей эры, основали рыбацкие деревни вдоль берегов реки.
Сена большая судоходная магистраль, главные порты этой водной артерии: Париж, Гавр и Руан. Множество искусственных каналов соединяют Сену с другими реками.

Сегодня Сена является важным фактором в развитии города, неофициально её считают 21 округом Парижа (всего их 20). Считается, что столица Франции, разбита на две части: правый берег реки, где сосредоточенна торговая и деловая часть города и левый берег с её культурной и образовательной жизнью.

Правый берег реки Сены.

На правом берегу находится всемирно известный Лувр с комплексом художественных музеев. Архитектурные сооружения в , триумфальную арку Карусель, обелиск из древнего Египта на площади Согласия. Там же на площади Этуаль, мечту Наполеона, которую он так и не увидел. Для любителей оперы, на правом берегу, расположен прославленный « », а желающих посмотреть знаменитый канкан ждут в «Мулен Руж».

В 1875 году был заложен первый камень в католический храм Сакре- Керр (базилика Святого Сердца), который находится на холме Монмартр. Здесь же на холме происходили события из фильма «Амели», снятого в 2001 году, благодаря чему это место стало ещё популярнее у парижан.

Левый берег реки Сены.

Если следовать по течению реки Сена, то по левую сторону Вы увидите икону Парижа — Эйфелеву башню, воздвигнутую на . Далее по движению на восток находится Дом Инвалидов, где находятся останки Наполеона. Блистательный в , там сейчас располагается сенат. Здесь же на левом берегу находится с множеством учебных заведений и колледжей, прародителей современной Сорбонны, крупнейшего университетского центра в мире. Уютные бульвары Сен-Мишель и Сен-Жермен. В , здании бывшего железнодорожного вокзала, Вы увидите шедевры мирового искусства картины, гравюры, скульптуры, мебель… По пути следования Вас ждут и другие не менее знаменитые достопримечательности Парижа.

А Вы знаете, что левый берег в Париже это не только географическое понятие?! Это ещё стиль жизни, индивидуальная манера одеваться и особый внешний вид. В прошлом кварталы на левом берегу Сены, были кварталами интеллектуалов, художников, писателей, так сказать парижской богемы, которые обладали этим особым стилем. Сегодня их называют «бобо» от выражения буржуа-богема (bourgeois-boheme).

Мосты на реке Сена.

В центре Парижа река образует крупный остров Сите (Ile de la Cite) — плывя по реке Сене, Вы заметите множество мостов соединяющих правый и левый берег реки. Некоторым из них уже много веков, такому как — Новый мост (Pont-Neuf), первый камень, которого заложил ещё Генрих III в 1578 году, он считается самым романтическим мостом. Известный мост Сен-Луи (Pont Saint-Louis) соединяющий два сохранившихся острова Сены: Сен-Луи(Ile Saint-Louis) и Сите. Путешествуя по реке, Вы можете полюбоваться и другими мостами:колыбель столицы Франции, который представляет наибольший интерес. Именно здесь находятся такие непревзойдённые памятники архитектуры как собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) — духовное сердце Парижа, Святая капелла (Sainte Chapelle) – восхитительная жемчужина готики и мрачное здание (La Conciergerie), грозный средневековый замок.

— Мост Менял (Pont au Change). Арочный мост (130 метров), получивший своё название из-за множества лавок менял, которые располагались в домах до 1788 года.

— Мост Нотр — Дам (Pont Notre-Dame) старейший мост Парижа (105 метров), находится на том же месте, что и в античные времена. Из-за постоянного столкновения барж с мостом, он в простонародье получил название — Чёртов мост.

— Малый мост (Petit Pont), соединяющий левый берег реки Сены с островом Сите. Он самый короткий (32 метра)

— Мост Сен — Мишель, соединяет площадь Сен- Мишель с островом Сите, назван в честь расположенной рядом одноимённой часовни.

Надо сказать ещё самом длинном в мире подвесном мосте — Мост Нормандии (2350 метров). Он находится в устье реки Сены, где она впадает в пролив между Францией и Великобританией (Ла–Манш).

Река Сена сегодня.

Сегодня река Сена живёт своей жизнью, есть у неё и свои фанаты, которые постоянно собираются для проведения различных мероприятий. Концертов джазовой и классической музыки, фестивалей, театральных представлений, спектаклей для детей, дискотек.
Здесь швартуются около 150 яхт, катеров, барж, маленьких судов, где представляете, постоянно живут люди! Туда-сюда снуют знаменитые речные пароходы bateaux-mouches с бортов, которых Вы будете любоваться речными пейзажами, обедая или ужиная.

После II-ой Мировой Войны очень популярны стали круизные суда, которые на самом деле были обычными речными баржами bateaux-mouches. Сразу после войны они были переоборудованы в туристические суда и теперь миллионы пассажиров могут насладиться великолепными видами с главной водной артерии Парижа. Флот самой старейшей речной круизной компании Bateaux-Мouches состоит из 14 судов, 9 из которых прогулочные, а 5 предназначены для более длительных круизов. Услугами этой компании пользуется огромное количество туристов, поэтому в настоящее время название bateaux-mouches является синонимом тура по реке Сене.

Отправиться можно в любое удобное для Вас время, Париж прекрасен и романтичен всегда! Персонально подобранная для Вас музыка, изысканные вина, услуги шкипера и внимательное отношение персонала, всегда к Вашим услугам. Особенность круиза по реке Сене, это огромный комфорт, высокий уровень обслуживания, безопасность и шик!
Течение реки не быстрое, поэтому путешествие будет очень приятным, увлекательным и размеренным.

Чего только не видели воды реки Сены, самой крупнейшей круизной реки во Франции. Великих королей с их многочисленными свитами, строительство знаменитых на весь мир зданий и сооружений, памятники истории и культуры, рассказывающие о славном прошлом Франции. И по сей день, она является молчаливым созерцателем всего того, что происходит справа и слева от неё.

Сена для Парижа как аорта для человеческого организма. Главная и незаменимая вена, благодаря которой город когда-то появился на этом месте. Мне нравилось гулять по набережным Сены, присматривая книги у торговцев в зеленых лавках. Спускаться вниз, к самой реке, мы попробовали только один раз. Увидели там огромную крысу и поскорее поднялись вверх. Да и запах от Сены идет не слишком приятный. Прогулки по набережным доставляли мне гораздо большее удовольствие. Серебристо-серая Сена напоминала мне Неву, так как в ней тоже можно найти все оттенки этих цветов.

Вечером при свете городских фонарей здания красиво отражаются в реке, давая насладиться своей красотой прохожим.

Сену используют в судоходных целях. Интересно покататься по ней на корабликах, которые курсируют здесь почти день и ночь. Мы с подругой совершили такое речное путешествие в сентябре. Проплывая вдоль берегов Парижа, мы увидели много новых арт-объектов, что уж говорить о мостах, которые предстали перед нами совсем в ином свете.

Прежде чем начинать свой рассказ обрисую картину в целом. Итак:

  • исток Сены находится даже не в , а в Бургундии;
  • длина реки составляет 776 км.
  • протекая через Париж, она впадает в пролив Ла-Манш, недалеко от города ;
  • в Сену впадает несколько притоков - Марна, Об, Уаза и Йонна;
  • пополняется она за счет дождей, так, с ноября по март наступает период подъема воды в реке;
  • главными портами на реке являются , Париж и .

  • Название реки предположительно происходит от кельтского слова «священный».
  • Первые упоминания о Сене относятся к 353 году нашей эры.
  • В реке тогда водилось много рыбы, но к середине прошлого века вода стала настолько грязной, что реку уже считали мертвой. Экология в Париже всегда была очень плохой. Заводы и фабрики, да и сами парижане использовали Сену как мусорную яму, куда скидывали все подряд. В последующие годы властям Парижа пришлось принять ряд мер, чтобы восстановить нарушенную экологию реки, в этом им помогли многочисленные системы очистки

Острова на Сене

В Париже на реке находится четыре острова: Ситэ, Сен-Луи, Гранд-Жатт и Лебединый. Их все вы можете видеть на карте ниже:

Остановлюсь на каждом из них несколько подробнее.

Остров Ситэ (Ile de la Cité)

Отсюда начался Париж. Здесь в III веке до н. э. жило племя паризи, которое и дало название самому городу. На Ситэ находятся и Нотр-Дам де Пари, и бывшая тюрьма Консьержери, и часовня Сент-Шапель. Так что одного дня вам точно не хватит, чтобы осмотреть весь остров с толком и расстановкой.


Сен-Луи (Saint-Louis)

Остров назван в честь короля Людовика Святого и находится восточнее Ситэ, соединяясь с ним мостом Сен-Луи.

Наша частная школа проводила экскурсии по разным известным районам Парижа, среди них была и прогулка по острову Сен-Луи с экскурсоводом, которая рассказала историю этого острова и его интересных местах.

Он известен тем, что на нем расположены здания, где собирались известные художники, писатели и поэты-парижане: Шарль Бодлер, Оноре де Бальзак, Эжен Делакруа и т. д. Это был остров людей искусства. Обязательно посмотрите отели «Ламбер» (в нем жили Вольтер и Жан-Жак Руссо) и «Лозен» (здесь собирался литературный «Клуб Ассасинов», в который входили Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Эжен Делакруа и другие). Они построены в XVII веке и весьма красивы снаружи. Сегодня на Сен-Луи живут только очень богатые люди.


На острове находится кафе, где продают самое вкусное мороженое на весь Париж - Berthillon (кафе называется также, как и мороженое). Его производят только из натуральных продуктов, добавляя фрукты и ягоды по сезону, которые доставляют из разных уголков мира.


Летом очередь туда выстраивается невероятной длины. Я тоже отведала там мороженое: очень вкусно, но дорого! Один шарик стоит 3-4 EUR.

Лебединый остров (Ile aux cygnes)

Это маленький искусственный остров, который был сооружен в качестве дамбы. Сейчас он служит фундаментом для моста Бир-Хакейм. Свое название он получил от природного острова, который раньше находился между Сеной и Университетской улицей. На нем действительно жили лебеди, которых завезли сюда из Дании и Швеции в ХVII веке по королевской прихоти.

Этот естественный остров вошел в состав Марсового поля. Главная достопримечательность острова - статуя Свободы, подаренная Франции .


Это уменьшенная копия подобной статуи в Нью-Йорке. На табличке, которую она держит в руках, указаны даты Дня независимости и Дня взятия Бастилии.


Во время прогулки по Сене мы проплывали мимо статуи на корабле. Также мы обратили внимание на деревья, которые в два ряда стоят за статуей, образуя Лебединую аллею. Эта красивая зеленая зона посередине Сены пересекает весь остров. Для гуляющих там установлены скамейки.

Остров Гранд-Жатт (Ile de la Jatte)

Этот остров расположен уже на городской границе Парижа, ближе к району . Как и Сен-Луи, этот остров считается местом обитания очень богатых людей. Тут, например, жил Николя Саркози со своей женой. Многие известные люди живут здесь и сейчас.

На северной стороне острова находится одноименный парк. Он очень красивый, имеет на территории беседку, а еще здесь расположился Музей Сены. Там выставляются экспонаты, изображающие рыб, которые обитают в реках Франции. Для взрослых вход в музей обойдется в 3,50 EUR, для детей от 5 до 17 лет - в 2 EUR, также как для инвалидов, пенсионеров и студентов.

Мосты Сены

Сену пересекает 37 мостов в разных ее частях в Париже. Я расскажу о 10 самых известных и интересных с туристической точки зрения мостах. Все они не разводные.

Мост Александра III (Pont Alexandre III)

Его смело можно назвать самым красивым мостом Парижа. Он отличается от прочих обилием разных декоративных скульптурных композиций. Соединяет он берега, где с одной стороны находится , а с другой .


Мост Александра был построен в честь заключения франко-русского союза в 1896 году. Уже в конце XIX века в Европе назревали проблемы, ставшие впоследствии причинами Первой мировой войны. Эту ситуацию понимали и многие мировые державы, в том числе и Франция с Россией, поэтому между державами и был заключен союз.

Сегодня мост украшен изящными фонарями. Он действительно очарвательный, а скульптуры нимф, пегасов и ангелов добавляют ему неповторимого шарма. В центре моста находятся нимфы, изображающие Сену и Неву с гербами Франции и России.

Новый мост (Pont Neuf)

Новый мост - самый старый мост Парижа (строительство закончено в 1606 году), который пересекает остров Ситэ. В середине конструкции установлен памятник Генриху IV по настоянию его жены королевы Марии Медичи, желавшей увековечить имя мужа.

Сейчас этот арочный мост вместе с памятником является одним из символов Парижа.

Мост Архиепархии (Pont de l"Archevêché)

Конструкция соединяет остров Ситэ с левым берегом Сены. Мост выстроили в 1828 году. Называется он так потому, что к юго-востоку от находилась архиепархия. А известно сооружение тем, что на ограде моста влюбленные вешают замки после свадьбы. Ключ принято при этом бросать в Сену.


Сегодня кованные парапеты настолько перегружена замками, что свободное место еще придется поискать. С моста открывается красивый вид на Нотр-Дам де Пари.

Мост Бир-Хакейм (Pont de Bir-Hakeim)

Он расположился над Лебединым островом. Этот мост очень интересен своей необычной двухуровневой конструкцией: по верхнем его части проходит метро, а на нижнем ярусе перемещаются автомобили и пешеходы.


Мост украшен четырьмя скульптурами: на опорах находятся фигуры моряков и кузнецов с вензелем RF (Французская республика).

У подножия памятника, названного «Возрождающаяся Франция» и находящегося с другой стороны от моряков и кузнецов, есть смотровая площадка, откуда открывается шикарный вид на .

Мост Альма (Pont de l’Alma)

Он назван в честь Альминского сражения, выигранного против русской армии во время Крымской войны. Его открыли в 1856 году. Находясь недалеко от и , сооружение стало соединять набережную Бранли с авеню Нью-Йорка.

Этот мост украшен массивной фигурой зуава (легкая пехота французских колониальных войск). Раньше на нем были скульптуры гренадера, артиллериста и пехотинца, но их демонтировали.


В прошлые столетия мост был намного красивее, но его пришлось переделать, поскольку конструкция уже не справлялся с растущим потоком транспорта.

Мост Искусств (Pont des Arts)

Этот полностью пешеходный мост является первым железным мостом через Сену и соединяет Институт Франции и двор . Его строительство длилось с 1801 по 1804 гг.

Здесь собираются многие художники, фотографы и туристы в надежде запечатлеть лучшие пейзажи берегов Сены. Летом парижане тут собираются и устраивают пикники. Правда, это не очень удобно, так как тут всегда проходит много туристов.


Как и мост Архиепархии, его ограды используют, как место, где вешают замки влюбленные. Их количество было такое большое, что пришлось убрать часть замков, так как мост мог обрушиться от всего веса.

Мост Инвалидов (Pont des Invalides)

Он находится ровно между мостами Александра III и Альма. Этот мост - один из символов побед Наполеона Бонапарта. Фигура в центре моста и скульптурные композиции на других опорах восхваляют военные удачи великого императора. Его открыли в 1856 году.


Он находится недалеко от Дома Инвалидов, поэтому и так и называется.

Мост Менял (Pont au Change)

Если вы смотрели фильм «Парфюмер», то помните эпизод, в котором этот мост разрушается, и его обломки падают в Сену. Данный кадр имеет реальную историческую основу. В Средние века мост часто рушился, так как был слишком плотно застроен лавками разных торговцев. Отсюда, кстати, и его название.


Старый мост уже давно не существует. Тот, что стоит сейчас, построен в результате перестроек Парижа бароном Османном, в 1860 году.

Мост Сен-Мишель (Pont Saint-Michel)

Этот каменный мост соединяет площадь Сен-Мишель с островом Ситэ. Если хотите узнать его историю, то прочитайте роман А. Дюма «Королева Марго», так как там хорошо описано и то, как выглядело творение инженерной мысли раньше. Так, в XV веке это был деревянный мост, где располагались лавки торговцев. Кстати, среди дельцов был и метр Рене - парфюмер и изготовитель ядов при дворе королевы Екатерины Медичи (матери королевы Марго).


Мост из камня, который сейчас существует, был построен уже значительно позже, а именно в 1857 году.

Мост Нотр-Дам (Pont Notre-Dame)

Когда-то этот мост был частью города Лютеции. Его часто разрушали, так что нынешнее сооружение выполнено в 1919 году.


Ранее его еще называли Чертовым мостом, так как баржи, которые проходили под ним, часто сталкивались с его нижней частью. Из-за чего его в итоге перестроили для удобства навигации. Центральную часть выполнили из железа, а правая и левая стороны остались каменными.

Напоследок

Чтобы лучше узнать Сену и увидеть все ее красоты, мой вам совет: купите билет на один из кораблей, курсирующих по реке. Это удобные, крытые корабли, с палубами. Есть разные компании, которые выполняют речные круизы по Сене, но самая известная из них - Bateaux-mouches. Я же каталась на корабле фирмы Les Вateaux parisiens. Хотя отмечу, что разница между ними разве что в цене (от 10-13 EUR за Bateaux-mouches и от 8 EUR за Les Вateaux parisiens). Продолжительность круиза - час.

Обычно предлагаются не круговые, а линейные маршруты. Билеты покупаются в кассах у кораблей или на сайте компаний. В стоимость входит только сам круиз. За дополнительные деньги можно заказать ужин на борту.

Советую не упускать возможность такого времяпрепровождения, речная прогулка запомниться вам на всю жизнь и удовольствие вы точно получите!

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан…

За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres) находится её крохотная часть - тот самый ельник, колыбель Сены, который в 1864 году указом Наполеона III стал частью Парижа. А могло ли быть иначе? Не будь Парижа - кто бы особенно интересовался за пределами Франции Сеной? Однако парижане считают иначе: не будь Сены, не появился бы и Париж.

Паризане и Сена

Париж начинался на островке Сите Сены. Здесь был кельтский городок Лютеция («болото»), населяли его паризии. Кто-то ведёт названии столицы от названия этого племени, другие - с троянцами, бежавшими из Трои и основавшими в одном из самых благодатных мест Европы город Parisia - «дерзость». Есть и ещё версии, но вывод из них один - местность привлекала людей с древнейших времён плодородными землями, спокойной и полноводной рекой, ставшей торговой артерией Европы с самого её расцвета.

Парижане и сегодня ведут отсчёт пространства из сердца Парижа и Сены - Сите. У каменной громады Нотр-Дам-де-Пари, собора Парижской Богоматери, построенного на острове с 1163 по 1345 годы, в мостовую положена бронзовая плита, изображающая компас. Это «нулевая точка» - point zero, от неё отсчитывают все расстояния от Парижа, здесь для парижан - центр мира, вселенной.

Главная улица Парижа

Так называют её жители, путеводители, такова Сена на самом деле. Улица-Сена начинается на юго-востоке города, торжественно течёт на север, затем плавно изгибается, нарисовав на карте не то кривую средневековую саблю, не то бровь красавицы длиною 14,5 километра - и одно, и другое Парижу к лицу.

Вместо обычных домов на этой улице - баржи и мосты. Не те грузовые баржи, что плывут в 3 часа мимо набережных, когда вода словно чернила, и только буй напротив острова Сите вспыхивает зелёным огнём азбуки Морзе, посылая сигналы кому-то в глухую ночь. По берегам Сены пришвартованы самые настоящие баржи-дома, баржи-рестораны, баржи - психиатрические лечебницы, мастерские, галереи, приюты для бездомных, как баржа «Флерон Сен-Жак», где бесприютных накормят и дадут ночлег на деньги Мальтийского ордена. Да, он ещё существует и имеет более серьёзное влияние, чем полагает обыватель.

Более счастливые идут в плавучий ресторан «Халиф» - восточную сказку Сены. А самые счастливые - в плавучий дом-баржу: относительно недавно такое жильё стоило копейки и не требовало каких-то обязательств. Но мода, мода - она рождается в Париже! Теперь жилые баржи дают настоящую прописку в столице и стоят бешено.

Мосты - вот главные свидетели истории реки и города. Их в Париже 37. Сите и берег соединяет Pont Notre-Dame - мост Нотр-Дам длиною 105 м. По нему начинается самая увлекательная пешая экскурсия по городу, но и сам он достоин особого внимания. На его месте, словно на месте церквей, побывало, разрушено и построено много мостов, сначала паризиями, потом римлянами. В 1413 году указом карла VI был возведён типичный средневековый мост, застроенный по обычаям того времени торговыми лавками и домами. Как нередко случалось, мост в итоге обвалился. Вместо него появились новые в 1660, 1786 и 1853 году. Последний был с пятью арками, с которыми постоянно сталкивались баржи, за что мост прозвали Чёртовым. В 1919 году мост обновляют, центральные 3 арки снесены ещё ранее - с той поры он и сохраняет свой вид. По нему спешат туристы, молодёжь встречается, катается на роликах, художники и шаржисты поджидают вас или славу, которая всегда где-то бродит в Париже.

По иронии судьбы, самый старый мост над Сеной называется Новым - Pont Neuf. Он тоже соединяет двумя своими крылами парижское сердце Сите с берегами. Строительство Нового началось в 1578 году, когда, как торжественно пишут, Генрих III - последний Валуа - заложил первый камень в основание. На самом деле он просто бросил его в воду. Такая небрежность на воде всегда чревата. Потому мост достраивали уже при Генрихе IV - первом Бурбоне. Новый мост был для своего времени невероятен: на нём не было заслоняющих горизонт построек, его ширина - 28 м - превосходила все европейские улицы, потому его сразу «заселили» шуты, жонглёры, певцы, книгоноши, лекари и проститутки. На площади Нового моста вы можете выразить почтение Генриху IV , чьими трудами самый романтичный мост Парижа украшает столицу и сейчас.

А вот водолазы считают Новый мостом печальным. Ежедневно в 9 утра они облачаются в свои костюмы, чтобы осматривать дно. Под Новым, от которого совсем недалеко Дворец правосудия, они находят десятки обручальных колец: по расторжении брака люди часто идут на мост и бросают в воду столь желанное, но обманувшее надежды украшение.

Другая картина под мостом Искусств - Pont des Arts - первым железным мостом французской столицы, соединившим Лувр и Французскую Академию. Pont des Arts увешан медными замками с именами влюблённых, а дно под ним усыпано ключиками от замков.

А самым красивым мостом Парижа имеем право гордиться и мы. Это - мост Александра III между Елисейскими полями и Домом инвалидов . Красоту, изящество постройки, открытой в 1900 году перед Всемирной выставкой, оценили сами парижане и признали выдающимися. Мост украшен нимфами, ангелами, пегасами, аллегорическими фигурами Науки, Искусства, Промышленности и Сражения. Арочный центр конструкции - нимфа Сены и нимфа Невы с гербами двух государств. Побратим Александрийского в Париже - Троицкий мост в Петербурге, строившийся одновременно по проекту французских инженеров.

Берега

Мосты - это берега. Долгое время левый берег Сены (La Rive Gauche), в составе которого 6 округов, был средоточием богемы, дешёвой и свободной жизни, с ним связаны имена Хемингуэя, Матисса, Пикассо.

Здесь, на левом берегу, Сена подплывает к Эйфелевой башне , музею Орсе , хранящему шедевры Гогена, Ван Гога, Дега, Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Мунка. Рядом с Орсе - Сорбонна, Латинский квартал, сад Тюильри , музей Родена. Трудно представить подобное средоточие в любом другом месте планеты, на берегу другой реки.

На левом берегу тянется вдоль Сены квартал Сен-Жармен - самый кичливый, люксовый, брендовый и прочий подобный парижский квартал. На него любопытно посмотреть как на комедию нравов, недаром его так любил один из самых мрачных сынов сияющей Франции - Сартр. Не хотите смотреть на людей - любуйтесь архитектурными шедеврами старых веков, которыми так щедро украшен Сен-Жармен.

Берег правый (La Rive Droite) всегда был богатым, респектабельным, консервативным. Здесь расположены 14 округов столицы. Здесь - Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, сад Тюильри, музей Пикассо.

Чтобы обойти всё просто названное, нужно жить в Париже долго. Но и пропустить что-то нельзя - подобного в мире нет. Потому лучше сесть у Эйфелевой башни в нечто, подобное водному автобусу, и отправиться по Сене - великая река покажет вам всё, что «вырастила» на берегах. Прогулочный теплоход остановится и у Нотр-Дама , и у Лувра , Елисейских полей и Сада растений (Jardin des Plantes), проследует под Королевским мостом (Pont Royal), на быках-опорах которого отмечены уровни всех наводнений. Последнее страшное наводнение случилось в 1910 году, Сена затопила метрополитен, площади, улицы, 20 тысяч домов, погибли десятки человек.

На катере вы проплывёте под мостом Согласия (Pont de la Concord), в конструкции которого - камень разрушенной Бастилии, увидите на берегу Луксорский обелиск из Египта, Большой дворец (Grand Palais) - великолепный образец модерна в архитектуре, Бурбонский дворец (Palais Bourbon), набережную Voltair, где жил и умер в особняке Отель-де-Вилет Вольтер.

На набережной Берси вы сможете сразиться в туре сальсы или танго - тёплыми вечерами там устраивают настоящие танцевальные марафоны. На Помпиду летом открывают пляж, уставленный настоящими пальмами и усыпанный песком.

Набережные Сены - это и есть Париж. Они неповторимы во всех смыслах - и духовном, и физическом - настолько, что включены ЮНЕСКО во Всемирное наследие, а парижане называют их 21 округом столицы - главным и прекрасным.

Люди здесь восторгаются, сходят с ума, влюбляются, кидаются с мостов, рисуют, что-то продают и покупают, и только Сена, как тысячи лет, течёт спокойно и величественно, как подобает реке, которая, словно рог изобилия, одарила мир.

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.


РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее: